Чарлз Ледбитер

ЧЕЛОВЕК ВИДИМЫЙ И НЕВИДИМЫЙ


Глава I
КАК МОЖНО УЗНАТЬ ТАКИЕ ВЕЩИ

Человек — очень сложное существо. Его эволюция — прошлая, нынешняя и будущая — является предметом большого интереса для всех ясновидящих и тех, кто разбирается в этих вопросах. Сколько веков постепенного развития он прошел в страданиях, прежде чем стать тем, чем является; какого уровня он достиг на длинной лестнице своей эволюции, какие возможности дальнейшего продвижения скрывает вуаль будущего — это вопросы, которые волнуют всех, и мало найдется людей, которые бы этим не интересовались. Это вопросы, которые веками задавали себе те, кто хоть немного задумывался над этим.

В западном мире существует множество разных ответов. Среди них много догматических суждений, основанных на различных толкованиях того, что считалось Откровением, а также теоретических домыслов, которые иногда представляют собой результат детального метафизического размышления. Догматизм, со своей стороны, дает нам легенду, которая кажется совершенно невероятной, а все предлагаемые теории на эту тему более или менее связаны с материалистическим подходом и стремятся к приемлемому для них результату, не обращая внимания на половину тех явлений, которые необходимо объяснить. Ни догматизм, ни теоретизирование по этому поводу не подходят к проблеме с практической точки зрения, как к явлениям и вопросам, которые можно изучать и исследовать, как в случае любой другой науки.

Теософия предлагает теорию, основанную на совершенно других принципах, хотя она и не занижает ценности знаний, которые можно приобрести исследованием древних писаний или философскими выводами; она, со своей стороны, рассматривает структуру человека и его эволюцию как нечто, что можно исследовать на практике, а не как предмет теоретических домыслов.

Такой подход (с практической позиции) показывает, что и структура человека, и его эволюция являются частью величественного, внутренне согласованного и легко понимаемого замысла, который, хотя и позволяет осмыслить многие древние религиозные учения и находится в согласии с ними, но, со своей стороны, все-таки, никоим образом не зависит от них, потому что его основные постулаты можно проверить на практике, пользуясь способностями, которые у большей части человечества ещё дремлют, но есть уже определенное количество людей и наших учеников, у которых они пробуждены и развиты.

В течение всего периода истории человека эта теория опиралась не только на общие свидетельства традиций ранних религий, но и на исследование информации, хранящейся в хрониках, которые может видеть и изучать каждый, кто имеет в достаточной мере развитое ясновидение, позволяющее почувствовать вибрации тонко организованной материи, в которой эти хроники запечатлены. Предлагаемая теория теософии берет свое знание о будущем человечества, во-первых, пользуясь методом логической дедукции, в основу которого положено знание пути, уже пройденного эволюцией, и природы этой эволюции, во-вторых, опираясь на информацию, полученную от людей, достигших тех состояний, которые являются для большинства из нас более-менее далеким будущим, и в-третьих, основываясь на сравнении высокоразвитых людей, находящихся на разных уровнях развития, которое может провести каждый, кто имел счастье с ними встречаться. В качестве примера возьмем ребенка, которому неведом естественный ход событий, тем не менее, он способен сделать выводы о том, каким он будет, когда станет взрослым. С одной стороны, он сознает, что растет, что уже стал взрослее, чем был. С другой стороны, он видит вокруг себя других детей, малышей и подростков, и вообще человека во всех фазах его развития.

Исследование нынешнего состояния человека, фаз его эволюции, как и влияния его мыслей, эмоций и дел на ход эволюции — все это для изучающих теософию является предметом применения общих принципов и хорошо известных законов. Внимательное исследование и сравнение многих случаев дает возможность понять, как на практике действуют эти законы. На самом деле, речь идет о применении ясновидения, и эта книга издается с надеждой, что она поможет искренним ученикам, еще не обладающим этой способностью, получить представление о душе и её телах. Кроме того, она адресована тем, кто начинает постепенно развивать это видение, чтобы они получили возможность лучше понять то, что они видят. Я полностью осознаю, что мир сомневается в существовании ясновидения, но также знаю, что все те, кто серьезно изучал этот вопрос, нашли твердые тому доказательства. Любой разумный человек, прочитав истории, приведенные в моей книге "Ясновидение", а затем, ознакомившись с первоисточниками, сразу поймет, что существует огромное количество доказательств существования этой способности. Для тех, кто самостоятельно может видеть и постоянно пользуется этой способностью, мнение большинства, утверждающего, что такая способность невозможна, естественно, выглядит смешным. Для ясновидящего этот вопрос не стоит дискуссии. Если к нам пришел слепой и начал нас уверять, что обычного физического зрения не существует, и что мы заблуждаемся, думая, что обладаем этой способностью, то, наверное, мы не посчитали бы нужным долго это обсуждать и говорить о его заблуждениях. Мы бы просто сказали: "Я вижу, и вы напрасно стремитесь уверить меня в обратном. Весь мой жизненный опыт является доказательством того, что я вижу; я не хочу это обсуждать, и смешно пытаться убедить меня в том, что противоречит моему опыту и знанию фактов". Именно так чувствует себя ясновидящий, когда несведущие люди заявляют, что абсолютно невозможно обладать такой способностью, которую ясновидящий именно в этот момент использует, чтобы прочесть мысли того, кто подобную способность отрицает.

Я не стараюсь доказать в этой книге, что ясновидение реально. Для меня оно является нормальным и естественным. Я просто буду описывать то, что может видеть человек, обладающий этой способностью. Также я не буду повторять то, что подробно описано в моей маленькой книге о методах ясновидения, которую я уже упоминал.

Я ограничусь лишь кратким изложением общих принципов, чтобы книга была понятна тем, кто вообще не знаком с теософической литературой.


Глава II
УРОВНИ ПРИРОДЫ

Прежде всего необходимо понять, что мир вокруг нас сложен и многогранен. В нем существует гораздо больше того, что мы обычно видим.

Все знают, что материя существует в различных состояниях, и эти состояния изменяются в зависимости от давления и температуры. Нам хорошо знакомы три состояния материи — твердое, жидкое и газообразное. Наукой доказано, что все вещества могут находиться в этих состояниях при соответствующих параметрах температуры и давления.

В оккультной химии говорится еще об одном состоянии, находящемся выше газообразного, в которое могут перейти все субстанции. Это состояние мы называем "эфирным". Например, нам известен водород газообразный, но он может существовать и в эфирном состоянии. Золото, серебро или любой другой элемент может существовать в твердом, жидком, газообразном и в этом высшем состоянии, названном нами эфирным.

С позиций обычной науки мы говорим об атомах кислорода, водорода или любого другого вещества, называемого химиками "элементом". Считается, что каждое вещество состоит из атомов, а слово это, исходя из его значения на греческом языке, означает "неделимый" — то, что уже невозможно разделить. Оккультная наука всегда считала, что все так называемые "элементы" не являются элементами в настоящем смысле этого слова. То, что мы называем "атомом" кислорода или водорода, можно в определенных условиях расщепить. Продолжив процесс деления, мы обнаружим, что существует субстанция, скрывавшаяся за пределами нам известного, и что различные комбинации ее изначальных единиц и составляют известные нам атомы кислорода, водорода, золота, серебра, лития, платины и т. п. Если разделить атомы на части, мы придем к группе тождественных между собой единиц, хотя некоторые из них положительны, а другие — отрицательны по своему признаку. Исследование этих единиц и возможность их комбинирования представляют собой очень интересную тему для изучения. Но даже и те основные единицы являются едиными лишь с точки зрения физического уровня. То есть, существуют методы, которые позволяют делить и эти единицы. Если их расщепить, то мы получим материю, принадлежащую к совершенно другой области природы. Это — высшая материя, которая так же непроста; мы обнаружим, что она тоже может существовать в разных состояниях, которые соответствуют, в нашем понимании, твердому, жидкому, газообразному и эфирному состояниям. Итак, если процесс деления продолжить, мы приходим к единице той области природы, которую оккультисты называют "астральный мир".

Потом процесс можно повторить. Снова осуществляя деление астральной единицы, мы приходим к выводу, что имеем дело с еще одним миром, более тонким, но таким же материальным. И опять мы встречаемся с материей в определенных состояниях, которые соответствуют на более высоком уровне нам уже известным. Дальнейшие исследования еще раз приведут нас к новой единице, относящейся теперь уже к третьей великой области Природы, которую теософы называют "ментальным миром". И, насколько нам известно, пределов этому делению нет, но существует другая четкая граница — наша способность видеть и изучать, предел нашего восприятия. Тем не менее, мы видим достаточно, чтобы быть уверенными в существовании определенного числа таких планов, каждый из которых представляет свой особый мир, но все вместе они составляют единое величественное целое, оставаясь его частями.

В нашей литературе об этих планах часто говорится как об уровнях, ибо в процессе изучения нам удобнее представить себе их расположенными один над другим, в соответствии с плотностью составляющей их материи. На диаграмме, рис. 1, мы видим, что они так и изображены. Но всегда необходимо учитывать, что такая схема весьма символична и дана лишь для лучшего понимания, т.к. она не дает нам реальной картины взаимоотношений между различными уровнями. Их нельзя представлять лежащими один поверх другого, подобно книжным полкам; они находятся в одном и том же пространстве, проникая друг через друга.

Рис. 1. Планы природы

Науке известен факт, что даже в наиболее твердых веществах два атома никогда не соприкасаются друг с другом. Каждый атом имеет свое поле действия, свои вибрации; каждая молекула, со своей стороны, также имеет большее или меньшее поле, так что в любых условиях между ними остается свободное пространство. Каждый физический атом плавает в астральном "море" материи, которая его окружает, заполняя пространство между атомами физической материи. Ментальная материя пронизывает астральную таким же образом. Следовательно, различные уровни Природы не отделены друг от друга пространственно, но существуют повсюду вокруг нас, здесь и сейчас, и мы не нуждаемся ни в каком пространственном перемещении, чтобы изучать их. Необходимо лишь открыть внутри нас самих те органы чувств, которые позволят их исследовать.


Глава III
ЯСНОВИДЕНИЕ

Всё это подводит нас к другой, важной для изучения теме. Каждый тип этой тонкой материи существует не только во внешнем мире, но и в самом человеке. Любой человек обладает не только физическим телом, которое мы видим, но и телами, названия которых и материя, их составляющая, соответствуют разным планам Природы.

В физическом теле человека, кроме видимой нам физической материи, есть и эфирная (см. илл. 20, 21), которую легко может увидеть каждый ясновидящий. Таким же образом ясновидящие способны видеть и тонкую астральную материю человека, тот план, где он обладает определенной частью этой материи, являющейся для этого уровня его телом, или инструментом. То же относится и к ментальному плану. Душа человека не обладает только одним телом, а имеет их несколько. И если человек достаточно развит, то может выразить себя на каждом уровне Природы, и, конечно, на каждом из них он обладает подходящим инструментом-носителем, посредством которого может воспринимать соответствующий мир.

Разумеется, не надо думать, что человек в течение своей эволюции должен создать себе тела для каждого из уровней, — мы все наделены ими с самого начала, хотя часто не осознаём их существования. В определенной мере, хотя и неосознанно, мы ими уже пользуемся. Каждый раз, когда мы думаем, то перемещаем ментальную материю внутри нас, и ясновидящий видит это как вибрации этой материи, возникающие сначала в самом человеке, а потом воздействующие на окружающую его материю соответствующей плотности. И прежде чем мысль станет действенной на физическом уровне, она переходит из ментального мира в астральный; если и там происходит пробуждение подобной вибрации, то астральная материя влияет на эфирную материю, передавая ей соответствующие импульсы, а та, в свою очередь, воздействует на более плотную физическую материю — на серое вещество нашего мозга.

Каждый раз, когда мы думаем, происходит гораздо более длительный процесс, чем мы осознаём. В области чувств и ощущений мы так же не осознаём процесса, который происходит. Дотронувшись до какого-либо предмета, мы можем ощутить, что он слишком горяч, и сразу же отдернуть руку. Но, по утверждению науки, этот процесс не происходит мгновенно, и чувствует боль от ожога не рука, а мозг. Импульс сильного жжения передается мозгу, который посредством нервных волокон дает команду отдернуть руку. Нам кажется, что это происходит моментально. Но процесс этот обладает определенной длительностью, которая может быть измерена достаточно чувствительными инструментами. Сам процесс детально изучался физиологами, точно определившими скорость реакции.

Мысль кажется нам мгновенной, но это не так, ибо она должна пройти через вышеупомянутые фазы. Каждое впечатление, которое принимает мозг посредством ощущений, должно пройти через все уровни материи, прежде чем дойдет до истинного человека, до Эго, до глубинной сущности.

Здесь мы имеем определенный тип связи — "телеграфа" — между физическим телом и душой. Очень важно понять, что эта "телеграфная" система имеет свои промежуточные пункты. Впечатления могут быть получены не только из физического мира. Астральная материя способна принимать вибрации эфирной материи и передавать их на ментальный уровень, а также воспринимать впечатления на уровне собственной материи и посредством ментального тела передавать их внутреннему человеку. Таким образом, человек может использовать свое астральное тело как инструмент для получения впечатлений и изучения окружающего его астрального мира. То же самое происходит на уровне ментального тела — с его помощью человек может получать информацию из ментального мира. Но, чтобы любое из этих явлений произошло, мы должны научиться фокусировать свое сознание на астральном или ментальном теле так, как сейчас оно сфокусировано на физическом мозге. Эти проблемы я подробно разработал в своей книге "Ясновидение".

Для тех, кто уже изучает подобные явления, всё вышесказанное будет прямо полученным знанием, хотя другим мы даем это как гипотезу, повод для размышления. Но человек, даже впервые встретившийся с этой проблемой, должен понять, что мы не уговариваем его поверить в сказанное, как в чудо, а просто приглашаем присоединиться к исследованию этого вопроса.

Высшие состояния материи продолжают естественный порядок физических состояний материи, которые нам знакомы. Каждый из уровней Природы можно считать самостоятельным миром, хотя все вместе они составляют единый великий мир, целиком увидеть который может лишь очень высокоразвитая душа.

Чтобы это легче было понять, возьмем, к примеру, достаточно невероятный случай — представим себе, что вместо обычного зрения, которым мы сейчас обладаем, у нас есть аппарат, устроенный немного по-другому.

Человеческий глаз состоит из твердых и жидких веществ. Предположим, что каждое из них может воспринимать лишь впечатления определенного типа, лишь от того вида материи, который ему соответствует по плотности. Допустим, часть человечества обладает первым из этих типов зрения и видит только твердое, а другая видит только жидкое.

Представьте себе, каким неполным и странным было бы у этих людей представление о мире. Вообразим, что они стоят на берегу моря, и один из них в состоянии видеть лишь твердое вещество; вместо океана он увидел бы лишь бескрайнюю неровную поверхность морского дна с разными морскими обитателями, "летящими" над этой огромной долиной. Облака на небе остались бы для него невидимыми, так как они представляют собой материю в жидком состоянии. Солнце сияло бы для него постоянно, и для него оставалось бы загадкой понижение дневной температуры воздуха, вызванное облачностью.

С другой стороны, посмотрим на мир глазами человека, который видит лишь материю, находящуюся в жидком состоянии.

Он видел бы океан, но без побережья. Он видел бы облака, но не осознавал тех ландшафтов, над которыми они проплывают. Глядя на стакан с водой, он не видел бы этого сосуда и не мог понять, почему вода сохраняет такую форму.

И вот два этих человека стоят рядом, и каждый описывает мир таким, каким он его видит, не представляя, как можно увидеть что-то другое. Причем каждый из них уверен, что иного типа зрения, кроме его собственного, не может быть, а потому любого, утверждающего, что он видит мир по-другому, он считает фантазером или обманщиком.

Мы можем посмеяться над неверием этих гипотетических исследователей. Но и обычному человеку трудно понять, что в сравнении с тем, что вообще можно увидеть, его зрительная способность гораздо более ограничена, чем способность любого из тех двух людей, о которых мы говорили.

Кроме того, человек склонен утверждать, будто те, кто способен увидеть немного больше, чем он сам, просто наделены более богатым воображением. Одна из наиболее часто встречающихся ошибок состоит в том, что мы считаем границу нашего восприятия пределом возможного восприятия. Но научно доказано, что вибрации, которые мы можем видеть или слышать, являются лишь малой частью всех возможных вибраций. В этом нет сомнения.

Ясновидящий — это просто человек, который развил в себе способность воспринимать из фантастического количества всевозможных вибраций на октаву больше, чем остальные. Поэтому он получил возможность воспринимать этот мир немного лучше людей с ограниченным восприятием.


Глава IV
ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

Если взглянуть на рис. 1, мы увидим диаграммы уровней Природы и названия, которые употребляются для обозначения соответствующих носителей, или тел, человека. Заметим, что термины теософической литературы, принятые для высших уровней, заимствованы из санскрита, ибо в западной философии нет подходящих терминов для миров из более тонкой материи. Каждое из этих названий имеет свое значение, хотя в случае высших уровней они лишь подчеркивают, как мало мы знаем об этих состояниях материи.

"Нирвана" — это слово, которое на Востоке издавна используется для обозначения высшего духовного постижения. Прийти к нирване — значит подняться над человечеством, приобрести мир и блаженство, превышающее то, что мы можем понять. Ученик, постигающий её величественную трансцендентальность, оставляет за собой всё земное. В связи с этим некоторые европейские ориенталисты вначале заблуждались, считая, что речь идет о полной аннигиляции человека — эта идея полностью противоположна истине. Приобрести совершенную способность пользоваться возвышенным сознанием, войти в это высшее духовное состояние — значит постичь цель человеческой эволюции для этого эона, или периода, стать адептом, стать больше, чем человек. Преобладающая часть человечества достигнет этой ступени лишь после нескольких циклов эволюции, но одна часть душ с твердой волей, не остановившаяся перед трудностями, можно сказать, завоюет "Царствие небесное" и гораздо раньше обретет эту великую награду.

О более высоких состояниях сознания мы ничего не знаем, кроме того, что они существуют. "Пара" — значит "над", а "маха" — "великий". Вся эта информация, заключенная в подобных названиях, говорит о том, что существуют состояния "над нирваной". Видимо, люди, дав эти названия много тысяч лет тому назад, либо знали не больше нас, либо, обладая этими высшими знаниями, не нашли слов, чтобы передать их.

Название "буддхи" дано тому принципу, который проявляется посредством материи четвертого уровня; ментальный уровень — это та область действия, которую мы называем человеческим разумом. Можно отметить деление этого уровня на две части, обозначенные на нашем рисунке разными цветами. Они называются "рупа" и "а-рупа", что означает "обладающий формой" и "бесформенный". Эти названия были даны, чтобы указать на определенные качества состояния материи этого уровня. В его нижнем подуровне материя под действием мышления человека легко оформляется в конкретные формы, а в высшей области абстрактные формы выражаются в виде ярких вспышек, которые может ощутить ясновидящий. Полное описание всего этого вы найдете в книге "Мыслеформы", в которой описываются многие интересные формы, созданные действием мыслей и эмоций.

Термин "астральный", что означает "звездный", мы унаследовали от средневековых алхимиков. Он применяется для обозначения материи следующего после физического уровня из-за его свечения, вызванного быстротой вибраций материи. Астральный уровень — это мир чувств и страстей. Через собственное астральное тело ясновидящему открывается вся изменчивая картина человеческих чувств и эмоций, проявляющихся на этом уровне. Астральное тело человека постоянно меняется, в зависимости от его эмоционального состояния, что мы потом подробно объясним. В нашей литературе для изображения каждого из низших уровней обычно употребляются определенные оттенки цветов в соответствии с таблицей цветов, которую мадам Блаватская дала в своем монументальном сочинении "Тайная Доктрина".

Важно понимать, что эти цвета символичны и не обязательно доминируют на тех уровнях, которые обозначают. На высших уровнях Природы существуют как все известные нам цвета, так и те, которые нам неизвестны. Чем выше уровень, тем цвета становятся всё более нежными и светящимися; таким образом, их можно рассматривать как высшие октавы цветов. Мы постарались это показать на наших иллюстрациях, изображающих различные тела, соответствующие этим уровням.

Заметим, что существует семь уровней, каждый из которых делится на семь подуровней (подпланов). Число семь всегда считалось тайным и сакральным, потому что здесь и во многих других аспектах оно представляет основу проявленного мира.

На нижних уровнях, доступных нашему исследованию, семеричное деление явно выражено. Все результаты наблюдений подтверждают предположение, что подобная структура имеет место и на более высоких уровнях, лежащих за пределами нашего непосредственного опыта.

Когда человек научится действовать на высших уровнях материи, он обнаружит, что ограничения низшей жизни уходят одно за другим. Он поймет, что находится в мире многомерном, а не ограниченном тремя измерениями. Сам факт понимания открывает множество новых возможностей в разных направлениях. Исследование этих дополнительных измерений является столь сложной задачей, что трудно себе представить.

Кроме реального приобретения способности видения на других уровнях, познание четвертого измерения дает возможность приобрести самое ясное представление об астральной жизни.

Моей целью не является описание возможностей, которые даются чудесным расширением сознания в отношении этих высших сфер. В той или иной мере я уже сделал это в другой своей книге. Сейчас мы ограничимся исследованием лишь одного направления, связанного со структурой человека и объяснением того, как он стал тем, чем является.

Историю ранней эволюции человека можно узнать, исследуя неисчезающие хроники* прошлого. Это позволяет увидеть ментальным зрением всё, что происходило с начала образования Солнечной системы. Ясновидящий видит всё это так, словно сам при этом присутствовал. Дополнительной возможностью является способность "задерживать" в сознании любую сцену на то время, которое необходимо для ее внимательного исследования. Или, при желании, он может за несколько секунд "просмотреть" то, что происходило в течение многих веков. Информация, получаемая чудесным отражением Божественной памяти, не может быть абсолютно достоверна на уровнях ниже ментального; для изучения ранней истории необходимо, чтобы ученик научился свободно владеть чувствами своего ментального тела. Если же он имеет счастье использовать способности более высокого, каузального тела, его задача значительно облегчается.

__________
* Моменты, касающиеся этих хроник, более подробно изложены в седьмой главе моей маленькой книги "Ясновидение".


Глава V
ТРОИЧНОСТЬ

А теперь попытаемся понять, как внутри этой прекрасной системы появляется человек; с этой целью обратимся к теологии.

Что же мы видим, исследуя по вышеупомянутым хроникам вопрос происхождения человека? Оказывается, человек появляется в результате прекрасного и хорошо разработанного эволюционного плана. Именно в человеке происходит встреча трех эманаций божественной жизни. Одно из Священных писаний говорит, что Бог создал человека по Своему образу и подобию. При правильном понимании это утверждение открывает нам великую оккультную истину. Все религии сходятся на том, что божественное троично в своем проявлении, и, как мы потом увидим, то же относится и к душе человека.

Само собой разумеется, что речь не идет об Абсолюте, о Самом Высоком, Бесконечном (ибо о нем мы не можем узнать ничего, кроме того, что оно есть), а о том Величественном проявлении Единого, которое является Направляющей Силой, или Богом нашей Солнечной системы, и которое наша философия называет Солнечным Логосом, или Логосом системы. К нему относится всё то, что говорят о Боге — доброта, мудрость, терпение, сочувствие, всезнание, всеприсутствие, всемогущество, любовь, — всё это и многое другое относится к Солнечному Логосу, в котором мы живем, существуем и движемся. Изучая жизнь более высоких уровней, мы постоянно встречаем доказательства как существования величественного, так и его воздействия.

В том виде, в каком через свои воздействия нам открывается Солнечный Логос, он несомненно троичен, — но трое в одном, как это давным-давно сказано в религии.

Очевидно, что образ этого божественного проявления невозможно себе представить, ибо он выше нашего понимания. Но, пользуясь простыми символами, подобными представленным на рис. 2, можно в той или иной мере постичь малую часть его природы по результатам воздействия. Заметим, что на седьмом, самом высоком уровне существования нашей системы, троичное проявление нашего Логоса изображается тремя кругами, представляющими три его аспекта. Каждый из этих аспектов обладает своей собственной силой и имеет только ему присущие характеристики. В первом аспекте Логос проявляется лишь на самом высоком уровне, в своем втором аспекте он нисходит до шестого уровня, где облачается в материю этого уровня, созидая таким образом отдельное и более низкое проявление самого себя. В третьем аспекте он нисходит до верхней части пятого уровня и, пользуясь материей этой области, создает третье проявление. Видно, что эти три проявления с соответствующими им областями полностью отделены друг от друга, но, продолжая вертикальные линии вверх, заметим, что эти отдельные сущности есть лишь аспекты одной. Каждая из них на своем уровне не имеет диагональной связи с другими, но, с другой стороны, сохраняет вертикальную связь со своим высшим проявлением на том уровне, где все три — едины.

В этом можно увидеть обоснование требования церкви "почитать одного Бога в Троице и Троицу в Одном, не путая ипостаси и не разделяя сущее", — то есть не смешивать действия и функции трех отдельных проявлений, когда каждое находится на своем уровне; и при этом никогда не забывать о вечном единстве сущего, что стоит за всем на самом высоком уровне.

Здесь необходимо рассмотреть истинное значение слова "личность", или "персона". Слово "персона" происходит от латинских слов per и sona, что вместе обозначает "то, через что доходит звучание" — маску, поясняющую роль, исполняемую римским актером. В этом понимании группа временных низших тел, которые занимает душа при воплощении, вполне обоснованно называется ее персоной, или личностью. Так и отдельные проявления Единого на различных уровнях можно считать его Персонами (лицами).

По-видимому, мы можем сказать: "Есть одно Лицо — Отец, другое — Сын и ещё одно — Дух Святой. Но Божественность Отца, Сына и Духа Святого — одна, их Слава одинакова, а Величие вечно". Конечно, проявления отличаются: каждое находится на своем уровне, и поэтому одно кажется ниже другого; но взглянув на седьмой уровень, мы сразу можем понять, что "в Троице никто не находится перед или за кем-то другим, никто не больше и не меньше другого", и что "три Лица в равной мере вечны и тождественны". То же самое относится к утверждению: "Каждое Лицо само себе — Бог и Господь" и "Всё-таки не существует три Господа, а лишь Один".

Сразу становятся более ясными и понятными многие утверждения, касающиеся второго Лица и его нисхождения в материю. В этом есть и более широкий смысл, как это видно из рис. 2. Второй аспект Солнечного Логоса на наивысшем уровне является сущностью Божества, которое дает жизнь всему проявленному на более низких уровнях материи. Хотя это выше нашего понимания, мы знаем, что Он: "Бог от Отца, созданный до начала мира, но и человек от Матери, рожденный в мире". Этот религиозный догмат имеет глубокий философский смысл. Как аспект божественного Он существовал до Солнечной системы, но его проявление в материи шестого уровня произошло при жизни этой системы.

Значит, "хотя он и Бог, и Человек", он всё-таки "не два человека, а один Христос, один — не в силу претворения Божественного в плоть, но в силу восхождения человеческого к Богу". Он Один не ради основополагающего Единства, а ради величественной мощи реинтеграции в Себе всего, что было приобретено при нисхождении в низшую материю. В значительно большей мере это относится к тому великому нисхождению, которое иллюстрирует рис. 2.

Рис. 2. Три эманации

Самый большой раскол, произошедший в христианской церкви, привел к появлению западной и восточной ветвей — римской и греческой церквей. Доктринальной причиной этого послужило искажение истины, заключающееся во введении слова "filiogue" (с латыни: и от сына) в канон на соборе в Толедо в 589 году. Спорный вопрос состоял в том, произошел ли Дух Божий от Отца или от Отца и Сына. Наш рисунок позволяет увидеть, в чем заключалось разногласие, и показывает, что, как это ни странно, и та, и другая сторона были правы. Если бы все правильно понимали проблему, раскола бы не было.

Римская церковь совершенно справедливо считала, что на пятом уровне невозможно никакое проявление Могущества, нисходящего с седьмого уровня, без прохождения через шестой. Поэтому было принято, что Он происходит от Отца и Сына. Греческая церковь, со своей стороны, твердо стояла на том, что три проявления отличаются друг от друга, и обоснованно выступала против теории о нисхождении первого проявления через второе, что на нашем рисунке соответствовало бы проведению линии, соединяющей первый, второй и третий аспект. Линия справа на рис. 1, изображающая нисхождение третьего аспекта через разные уровни и его проявление на пятом уровне, является ключом к правильному пониманию и согласует между собой оба подхода.

Сравнение триады человеческой души с проявленной троичностью над ней прекрасно иллюстрирует фразу, что человек создан по образу Божьему. Ортодоксальное понимание было на удивление материалистическим. Этот текст был объяснен буквально, как будто это относится к физическому телу человека, будто бы Бог создал это тело в том виде, который Христос выбрал, чтобы прийти на землю.

Взглянув на рис. 1, мы поймем истинное значение этого высказывания. Образ божественного проявления с удивительной точностью повторяется не на уровне физического тела, а на уровне строения человеческой души. Как на седьмом уровне есть три аспекта Божественного, так и на пятом уровне божественная искра духа в человеке троична. И в том, и в другом случае второй аспект нисходит на более низкий уровень, где облачается в материю этого уровня, а третий нисходит еще на один уровень ниже, повторяя тот же процесс. И в том, и в другом случае имеем троичность в единстве, которая разделена в своих проявлениях, но Едина по своей сущности.

Каждый из трех аспектов, или трех Лиц, или проявлений Логоса, играет особую роль в зарождении и развитии человеческой души. Пользуясь диаграммой на рис. 2, постараемся объяснить, о чем идет речь. Горизонтальное деление указывает на уровни, как и на рис. 1, а над ними имеются 3 символа, описанные госпожой Блаватской в "Тайной Доктрине". Самый высший — представляет первый аспект Логоса и содержит лишь одну точку, символизируя ею первое проявление в нашей системе. Второй аспект Логоса представлен кругом, который разделен диаметром, что указывает на зарождение дуальности, всегда связанное со вторым лицом персоной любой Триады, а самый низший круг содержит греческий крест — один из наиболее часто встречающихся символов третьего аспекта.


Глава VI
ПЕРВАЯ ЭМАНАЦИЯ

Первое движение, ведущее к формированию системы, приходит именно из Третьего аспекта. До этого движения материя существует лишь в атомическом состоянии на каждом из уровней природы. Ни одна из групп или комбинаций, из которых состоят нижние подуровни (подпланы) каждого плана, еще не сформирована. Но в это море девственной материи (истинная Дева Мария) нисходит Дух Святой — "даритель жизни", или "животворящий", как его называют в Никейском символе веры. Под действием его величественной жизненнности единицы, или основные элементы материи, пробуждаются к новым возможностям и силам — притяжения и отталкивания, — так появляются низшие подразделения каждого уровня. Как мы видим, на диаграмме это символизируется линией, спускающейся из нижнего круга прямо через все уровни. При этом линия становится всё толще и темнее, что показывает, как Божественный дух при нисхождении всё больше и больше облачается в материю, так что в нем будет невозможно узнать божественное. Но живая энергия здесь всё-таки присутствует, даже тогда, когда она строго ограничена самыми низшими формами.

В ожившую материю нисходит вторая великая эманация Божественной Жизни. Это означает, что второе Лицо Троицы получает форму из девственной (непродуктивной) материи, в которой уже пульсирует жизнь третьего Лица Троицы. Жизнь и материя облачают Второе Лицо подобно одежде. Следовательно, Второе Лицо Троицы рождено от Духа Святого и Девы Марии, что представляет собой истинное толкование основного положения христианского Символа Веры. Очень медленно и постепенно это течение нисходит через разные уровни и царства. В каждом из них оно проводит определенный период времени, который равен времени существования целой инкарнации планетарной цепи, а этот период, если его измерять нашими временными мерками, длится многие миллионы лет.

На рис. 2 это движение символизируется линией, которая в виде кривой спускается слева от второго круга, постепенно темнея по мере приближения к своей низшей точке. После прохождения этой точки начинается восходящая часть дуги, поднимающейся через физический, астральный и низший ментальный уровень до тех пор, пока не встретится с третьей великой эманацией, что изображается линией, выходящей из самого верхнего круга и представляющей собой правую сторону большого овала.

Об этой встрече эманаций мы расскажем немного позже, но сейчас необходимо обратить внимание на нисходящую дугу слева.

Рис. 3. Инволюция и эволюция

Для лучшего понимания обратимся к рис. 3. Хотя эта диаграмма выглядит совсем иначе, она соответствует диаграмме на рис. 2. Узкий столбец слева соответствует нисходящей дуге на рис. 2 слева, а все пирамидальные фигуры, которые составляют остальную часть диаграммы, изображают восходящую часть дуги рис. 2 справа в разных фазах ее роста. Заметим, что в различных фазах своего нисхождения она называется разными терминами. В целом, мы будем ее называть монадической эссенцией, особенно тогда, когда она окутана лишь самой высокой и самой тонкой материей различных уровней. Но, когда в своем нисхождении она оживляет материю высшей части ментального уровня, ее называют первым элементальным царством. В течение одной планетарной цепи эта волна нисходит на низший (или рупа) уровень того же плана. В следующий период планетарной цепи она одушевляет второе элементальное царство.

Следующий эон монадическая эссенция проводит на астральном уровне. И та, и другая фаза очень тесно связаны с человеком, потому что оба уровня в значительной степени входят в структуру его различных тел и влияют на его мысли и действия.

Но это выходит за рамки нашего исследования. Чтобы полнее познакомиться с действием элементала желаний и ментального элементала на человека, лучше обратиться к другим теософическим сочинениям. Одну главу об элементалах желаний можно найти в книге "По ту сторону смерти"*.

__________
* Ч. Ледбитера. Также об этом подробно говорится в его книге "Внутренняя жизнь" — прим. ред.

Когда великая жизненная волна божественной энергии доходит до самой низкой точки своего пути, она входит в физическую материю. В этот период, а также некоторое время после начала своего восхождения, она наполняет энергией (оживляет) минеральное царство той цепи, в которой в этот момент находится. На этом уровне ее иногда называют минеральной монадой, аналогично, в более поздних фазах эволюции мы будем называть ее растительной или животной монадой. Но, с другой стороны, эти названия иногда неправильно понимаются, т.к. может показаться, что одна большая монада оживляет целое царство.

Даже когда мы впервые встречаем монадическую эссенцию в первом из ее элементальных царств, она уже не является одной монадой, а многими монадами; не одним великим жизненным течением, а множеством параллельных течений, каждое из которых имеет свои собственные характеристики. Эта система всё активнее стремится к дифференциации, и течения делятся всё больше и больше при своем нисхождении из царства в царство.

Возможно, что до начала эволюции существовала некая точка, в которой эту великую эманацию мы можем считать гомогенной, хотя ни один человек никогда не видел ее в этом состоянии; но в конце первой великой фазы эволюции монадическая эссенция делится на индивидуальности, где каждый человек представляет собой отдельную, хотя еще неразвитую, душу.

На всех уровнях, находящихся между этими двумя крайними точками, эссенция представляет собой нечто среднее между гомогенным и индивидуальным. Всегда существует определенная дифференциация, но она еще не доведена до точки индивидуализации. Нельзя забывать, что мы изучаем эволюцию одушевляющей силы, т. е. жизни, а не внешних форм, и эта одушевляющая Жизненная Энергия эволюционирует благодаря качествам, приобретенным в своем физическом воплощении.

В растительном царстве, например, еще нет души для каждого отдельного растения, но есть групповая душа для множества растений, а иногда и для целого вида растений. В царстве животных это деление выражено сильнее. Хотя у некоторых низших форм насекомых только одна душа, оживляющая многие миллионы тел, в случае высших животных относительно малое число физических форм является выражением одной групповой души.


Глава VII
ГРУППОВАЯ ДУША ЖИВОТНЫХ

Понятие групповой души для многих учеников представляется новым и сложным. Для лучшего понимания воспользуемся одним восточным сравнением. Оно уподобляет групповую душу воде в некотором сосуде. Один стакан воды, набранной из этого сосуда, представляет собой душу отдельного животного. Какое-то время вода в стакане совершенно отделена от воды в сосуде; она принимает форму стакана, в котором находится. Предположим, мы бросаем в стакан с водой некоторое количество красителя. Вода приобретает свой цвет. Ее окраска представляет собой качества, которые временно отделенная душа получает в результате приобретенного опыта.

Смерть животного подобна выливанию воды из стакана обратно в сосуд. При этом вся вода в сосуде получает нежный оттенок того цвета, который имела вода в стакане.

Таким же образом все качества, развитые в течение жизни отдельного животного, распределяются на всю групповую душу после его смерти. Невозможно снова взять тот же стакан воды из сосуда, но каждый стакан, который мы набираем после этого, обязательно будет содержать оттенок, привнесенный туда первым стаканом. Если бы можно было снова взять из сосуда те же самые молекулы воды и возобновить полностью содержимое первого стакана, тогда речь бы уже шла о первом воплощении. Но поскольку это невозможно, групповая душа впитывает в себя (поглощает) временную душу. Речь идет о процессе, в котором сохраняется всё, что было приобретено в период временного отделения.

Из сосуда наполняется не один стакан, а множество стаканов одновременно, и каждое существо передает групповой душе то, что приобрело за время своего существования. Так, постепенно, каждая групповая душа развивает множество различных качеств. Они проявляются как врожденные качества у животных, являющихся выражением конкретной групповой души.* Так появляются ярко выраженные инстинкты, с которыми определенные существа рождаются. Например, утенок, вылупившись из яйца, сразу ищет воду и бесстрашно плывет, даже если его высидела курица, которая боится воды и будет беспокоиться, увидев своего питомца там, где, по ее мнению, его ожидает неминуемая гибель. Но та часть групповой души, которая действует через утенка, уже хорошо знает, благодаря своему предыдущему опыту, что вода является естественной средой его обитания, и маленькое тело бесстрашно реализует свою внутреннюю потребность.

__________
* Так, через некоторое время после того, как первая обезьяна научилась мыть овощи, так же стали поступать и другие обезьяны, причём принадлежащие к стаям, живущим на других островах и не имеющим физического контакта с первой стаей — прим. ред.

Каждая групповая душа стремится к дальнейшей дифференциации. Речь идет о явлении, подобном делению клетки, хотя и на более высоком уровне. В групповой душе, которую можно представить себе активно оживляющей большую массу материи на ментальном уровне, со временем появляется едва заметная мембрана, что можно уподобить перегородке, возникающей внутри сосуда. Сначала вода может просачиваться через нее, но все чаще, с течением времени, вода, взятая с одной стороны перегородки, возвращается туда же и всё больше отличается от воды, находящейся за перегородкой. Когда перегородка полностью затвердеет и станет непроницаемой, мы получим два сосуда вместо одного.

Этот процесс постоянно повторяется; так мы приходим к высшим животным, где групповая душа связывает относительно малое количество тел. Мы считаем, что индивидуализация, переводящая одно существо из царства животных в царство людей, возможна лишь для определенных видов животных. Это происходит с домашними животными, но не всех видов. Надо помнить, что мы прошли лишь половину эволюции нынешней цепи миров. Ожидается, что в конце данной цепи эволюции царство животных естественным путем дойдет до человеческого. Значит, каждое животное, которое сейчас приближается к индивидуализации, очень сильно опережает других. Таких случаев очень мало, но всё-таки они есть, что представляет для нас большой интерес в качестве иллюстрации того, что происходило в далеком прошлом с нашими душами. Царство животных Лунной цепи, из которого мы индивидуализировались, было немного ниже по уровню, чем нынешнее царство животных. Но, тем не менее, сам принцип индивидуализации не изменился.


Глава VIII
ВОСХОДЯЩАЯ ДУГА

Прежде чем приступить к подробному объяснению, обратимся еще раз к рис. 3. Вспомним, что отдельные столбики, составляющие основную часть диаграммы, обозначают различные уровни в восходящем развитии монадической эссенции. На своем нисходящем пути, соответствующем левой части диаграммы, монадическая эссенция просто собирает вокруг себя различные типы материи с разных уровней (первого, второго и третьего элементального царства). В то же время она развивает эту материю и способствует тому, чтобы материя могла стать проводником определенных вибраций и впечатлений. Одновременно сама эссенция приобретает способность воспринимать и активно реагировать на все впечатления от соответствующих уровней. Когда она достигает низшей точки своего нисхождения в материю и начинает Великую восходящую волну эволюции к Божеству, ее задача меняется. Дальнейшей ее целью является полное развитие сознания на разных уровнях, где она осваивает различные тела, которые строит из материи этих уровней. Она учится правильно их использовать, так, чтобы они не были лишь проводниками внешних впечатлений, а давали бы возможность душе выразить себя на каждом из существующих уровней.

Стремление к самовыражению, конечно, начинается с материи самого низкого уровня, ибо ее вибрации самые грубые, но одновременно и самые слабые, обладающие наименьшей проникающей способностью, так что их легко контролировать. Таким образом, мы видим, что человек хотя и обладает высшими принципами в латентном состоянии, но долгое время осознаёт только свое физическое тело и лишь потом развивает сознание в астральном, а затем и в ментальном теле.

Возвращаясь к рис. 3, мы видим, что каждое из царств представлено отдельным столбиком. Заметим, что столбик, соответствующий минеральному царству, заполнен на всю ширину лишь в самой плотной части физического уровня и что часть столбика, соответствующая эфирной материи, становится всё уже и уже по мере приближения к более высоким уровням. Это означает, что в минеральном царстве контроль души над высшей частью эфирной материи еще не приобретен в полной мере. Заметим также, что вершина столбика — маленькая красная точка — указывает на то, что некоторый уровень сознания минерального царства уже действует через астральную материю, т.е. возможны проявления определенных желаний.

Возможно, многим покажется странным, что мы говорим о желаниях в минеральном царстве, но каждый химик знает про химическое сродство (affinity), проявляющееся в том, что элементы при соединении отдают предпочтение одним элементам перед другими, — что же это, как не начало желания? Один элемент стремится к обществу другого и ради того, чтобы войти с ним в соединение, готов покинуть любое другое вещество, с которым связан в данный момент. На самом деле, именно благодаря нашему знанию этих симпатий и антипатий мы получаем соединения элементов, которые хотим. Например, кислород и водород соединены в воде, но, бросив в воду немного натрия, мы увидим, что кислород больше любит натрий, чем водород; он мгновенно покинет последний, чтобы соединиться с натрием. Вместо воды мы получим соединение, называемое гидроксидом натрия, а освобожденный водород выйдет из раствора. Если бросить кусок цинка в разбавленную соляную кислоту, представляющую собой соединение водорода с хлором, мы обнаружим, что хлор оставляет водород, чтобы присоединиться к цинку. И, таким образом, появляется хлорид цинка, а освобожденный водород мы можем собрать. Эти примеры дают право говорить о существовании желаний в минеральном царстве.

Если посмотреть на столбик, символизирующий растительное царство, мы увидим, что он заполнен на всю ширину не только на самом плотном, физическом, но и на эфирном уровне. Мы также заметим, что область, символизирующая желание, стала шире, что означает более развитую способность использования низшей астральной материи. Те, кто изучал ботанику, знают, что симпатии и антипатии, т. е. формы желаний в растительном царстве выражены сильнее, чем в минеральном, а также и то, что многие растения обладают определенной способностью и умением добиваться своей цели, независимо от того, насколько примитивны эти цели с нашей точки зрения.

Перейдем к следующему столбику, представляющему царство животных. Мы обнаружим, что сознание здесь развито намного больше. Заметим, что столбик имеет полную ширину не только на всём физическом уровне, но и на самом низком уровне астрального плана, из чего следует, что животные способны проявлять все низшие желания. Столбик сужается на более высоких подуровнях, показывая, что способность проявлять высшие желания очень ограничена, но все-таки существует. Бывают случаи, когда некоторые животные проявляют развитую привязанность и преданность.

Отметим, что столбик, представляющий царство животных, заканчивается вершиной зеленого цвета; значит, на этом уровне уже появляются умственные способности, т.е. возможность использования материи ментального плана для самовыражения.

Раньше считалось, что именно ум отличает человека от животного, т.е. что человек обладает этим качеством, а у животного есть лишь инстинкты. Но, когда речь идет о домашних животных, это не совсем так. Каждый, у кого в доме была собака или кошка, кто был с ними дружен, наверняка заметил, что эти существа, несомненно, наделены разумом. Хотя, конечно, область применения их разума весьма ограничена, да и сама эта способность гораздо слабее человеческой. В случае какого-либо животного среднего уровня, зеленая вершина занимает лишь самые нижние подуровни ментала, что говорит о способности действовать лишь на этих подуровнях. Когда речь идет о высокоразвитом домашнем животном, эта вершина может достигать самого высокого из низших четырех подуровней, хотя, конечно, лишь в форме узкого треугольника, а не во всю ширину столбика, как у человека.


Глава IX
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Начиная рассматривать столбик, представляющий человечество, мы сразу замечаем несколько новых характеристик. В этом случае столбик заполнен на всю ширину не только на физическом, но и на всем астральном плане, из чего можно сделать вывод, что человек в полной мере способен на все виды желаний — от самых низких до самых высоких. Столбик также имеет полную ширину на низшем подуровне ментального плана, т.е. на этом уровне полностью развита способность человека мыслить и рассуждать. Но выше этого уровня развитие человека еще недостаточно. Здесь появляется новый фактор, представленный треугольником темно-синего цвета на уровне высшего ментального плана, что обозначает наличие у человека каузального тела и постоянно воплощающегося "Эго". Этот синий треугольник соответствует другому треугольнику, вписанному в круг на рис. 2.

У большинства людей точка, обозначающая сознание на высших ментальных подуровнях, не поднимается выше третьего, т. е. самого низкого из них. Лишь постепенно, параллельно с развитием человека, эго становится способным возвысить свое сознание до второго и первого из ментальных подуровней.

Но это еще не значит, что человек уже может осознанно действовать на этих высотах. У самых примитивных людей желание все-таки остается самой развитой и доминирующей характеристикой, хотя в какой-то мере их ментальное развитие началось. При жизни такой человек имеет смутное сознание в астральном теле лишь во время сна, а после смерти он обладает полным сознанием и активностью на низших подуровнях астрального плана.

На самом деле, жизнь в низшем астрале занимает почти весь интервал между его воплощениями, поскольку нет еще ничего такого, что дало бы ему возможность жить в небесном мире.

Сознание человека такого уровня сосредоточено в самой низкой части астрального тела, и его жизнью управляют эмоции, относящиеся к физическому плану.

Обычный человек нашей цивилизации живет еще исключительно своими эмоциями, хотя определенную роль играет и высший астрал. Но самым важным принципом, определяющим поведение человека, является не вопрос правильности и разумности поступка, а вопрос, что он сам хочет сделать. Более культурные и развитые люди начинают овладевать своим разумом. Это означает, что центр их сознания постепенно переходит из высшего астрала на низший уровень ментального плана. С продвижением человека по пути развития этот центр смещается вверх. Тогда человек начинает вести себя в соответствии с высшими законами, а не со своими интересами и желаниями.

Способность пользоваться этими телами как настоящими инструментами, в которых душа может осознанно действовать, представляет собой следующую и высшую ступень развития. Каждый развитый и культурный человек обладает полностью развитым сознанием в астральном теле и способен в совершенстве использовать это тело как инструмент, если его этому обучить. Но это требует больших усилий. Большинство людей ничего не знает ни об астральном теле, ни об использовании его и, естественно, не делает никаких усилий в этом направлении.

С незапамятных времен люди применяют навыки, приобретенные в течение многих жизней, совершенно не используя возможностей астрального тела, медленно растущих внутри оболочки (подобно цыпленку, развивающемуся в яйце). Эта оболочка создана огромной массой эгоистичных мыслей, под которой обычный человек безнадежно погребен. Погрузившись в состояние сна, он живет теми же мыслями, что занимали его в течение дня, и таким образом, ограждает себя прочной стеной, почти непроницаемой для происходящего вокруг него. Изредка, благодаря толчкам извне или сильным собственным желаниям, этот туманный занавес приоткрывается на время, позволяя человеку получить определенные впечатления. Когда занавес опускается снова, человек продолжает жить, как раньше. Очевидно, что эта оболочка может быть разрушена разными способами:

1) В очень далеком будущем медленная, но несомненная эволюция человека постепенно приведет к растворению туманного занавеса, и человек начнет понемногу осознавать мир интенсивной жизни, которая его окружает.

2) Узнав о существовании этой оболочки, человек может постоянными и терпеливыми усилиями расчищать туман изнутри, постепенно преодолевая инертность, являющуюся следствием многовековой пассивности. Это, конечно, лишь ускорение естественного процесса. Оно не будет губительным, если одновременно, с той же скоростью, происходит развитие сознания и в других направлениях. Однако, если по ходу пробуждения не приобретаются сила духа, знания и моральная устойчивость, которые должны естественно предшествовать этому пробуждению, то человек подвергается двойной опасности: он может злоупотреблять приобретенными силами, а, с другой стороны, стать одержимым, ощутив страх перед силами, которые он не может ни понять, ни контролировать.

3) Несчастный случай или недопустимые магические церемонии могут разрушить этот занавес (который никогда уже не закроется) оставляя человека в ужасном состоянии, так хорошо описанном госпожой Блаватской в "Истории Заколдованной жизни" или Бульвер-Литтоном в его впечатляющем произведении "Занони".

4) Друг, который хорошо знает человека, верит в его силы при встрече с опасностями астрального уровня и считает, что человек будет там полезен, выполняя добрую и неэгоистичную работу, может воздействовать извне на туманную оболочку. Конечно, в таком случае он принимает на себя большую ответственность за человека, которого разбудил. Опытный "работник" поступает так после долгого и близкого знакомства, если уверен в том, что его подопечный ("младший") в какой-то мере обладает качествами, упомянутыми в XIX главе книги "Невидимые помощники". Потребность в таких помощниках столь велика, что друг ни на миг не промедлит с пробуждением своего подопечного, заметив готовность последнего.

Каждый, кто полагает, что о нем, возможно, забыли, может воспользоваться вторым методом. Но прежде всего — даю хороший совет — надо убедиться, что во всех упомянутых направлениях он развит соответствующим образом, ибо в противном случае его падение будет быстрым и неизбежным.

Но всё-таки, многое может быть сделано (и делается) и без такого полного пробуждения. Человек, намеревающийся во сне выпролнить некоторую работу, постарается осуществить свое намерение, когда заснет и освободится от физического тела. Но можно с уверенностью сказать, что после завершения избранной работы туманный занавес снова окутает его, потому что за много веков человек привык быть пассивным, когда он свободен от физического тела. Многие каждую ночь дают себе задание сделать хотя бы одно полезное дело. Часто эти действия занимают всё время сна, так что эти люди трудятся максимально, насколько это возможно. Напомним, что мы можем эффективно помогать другим не только во время сна. Очень сильную мысль можно отправить в любое время, и она никогда не промахнется, производя должное действие.

По-настоящему пробужденный отличается от того, кто не является таковым, тем, что в первом случае туманный занавес исчез навсегда, а во втором — открывается лишь на определенное время, чтобы потом закрыться и снова стать непроницаемым.


Глава X
ТРЕТЬЯ ЭМАНАЦИЯ

Чтобы лучше понять процесс формирования души человека, мы должны учесть еще один важный фактор — третью эманацию Божественной жизни, которая исходит из Первого аспекта Логоса и представляет присущий человеку дух, стремящийся вверх, в отличие от духа животного, направленного вниз. При правильном толковании это означает, что душа животного после физической смерти снова возвращается в групповую душу (или блок), которой она принадлежит, а божественный Дух в человеке уже не может до этого опуститься, он поднимается выше выше к Божественному, откуда пришел.

Третья жизненная волна изображена на рис. 2 дугой, нисходящей сверху с правой стороны. Заметим, что в этом случае дуга не становится темнее, т.е. на своём пути она ничего не теряет от первозданной чистоты. Мы видим, что она не может опуститься ниже уровня буддхи и, подобно мощному облаку, остается на этом уровне, ожидая возможности соединиться со Второй эманацией, идущей навстречу. Хотя это облако постоянно привлекает эссенцию, всё-таки развитие, дающее возможность соединения, должно идти снизу.

Образ, обычно даваемый на Востоке неофиту для лучшего понимания этого процесса, — возникновение торнадо. Итак, над морем, по поверхности которого всегда ходят волны, существует большое облако. Внезапно из него появляется быстро вращающийся длинный хвост пара в виде воронки. В море под ним быстро образуется водоворот. Но вместо углубления на поверхности воды, как это бывает в случае обычного водоворота, он вращающимся конусом поднимается над морем. Два этих конуса постепенно сближаются, пока не подойдут вплотную и не сольются, образуя столб пара и воды в том месте, где раньше ничего не было.

Групповые души царства животных непрестанно воплощают части самих себя, что подобно временно возникающим волнам на поверхности моря. Процесс дифференциации продолжается до тех пор, пока не наступит время, когда одна из этих волн поднимется столь высоко, что даст возможность парящему облаку соединиться с ней. Тогда она облекается в новую форму существования, которая уже не является ни облаком, ни морем, а чем-то промежуточным, обладающим природой и того и другого. Она отделяется от групповой души, частью которой была, и больше не возвращается в море. Каждый, у кого был очень умный четвероногий друг, легко поймет, как это происходит. Он знает, насколько велико чувство преданности, проявляемое животным по отношению к любимому хозяину, какие умственные усилия оно прилагает, чтобы понять и исполнить желания своего хозяина. Очевидно, благодаря этим усилиям, происходит сильное развитие разума животного, а также его любви и преданности. И наступит час, когда душа его поднимется настолько выше среднего уровня своей групповой души, что в итоге полностью отделится от нее и станет носителем третьей волны, соединение с которой создает индивидуальность. С этого момента она пойдет собственным путем эволюции, возвращаясь к Божественному.

Иногда задают вопрос: почему человеческая монада должна пройти все ступени эволюции, заключающие в себе так много страданий и мучений, лишь для того, чтобы снова вернуться к своему источнику? Зачем, если эссенция была божественной вначале, а в конце снова вернется к Божественному; если человеческая монада уже в самом начале своего долгого пути через материю была всезнающей и всеблагой? Этот вопрос вызван неправильным пониманием. Когда то, что мы (может быть и неуместно) называем человеческой монадой, только вышло из Божественного, оно еще не было монадой, а тем более всезнающим и всеблагим. Монада еще не была индивидуализирована. Это была лишь масса монадической эссенции. Разница между состояниями при ее эманации и возвращении к Божественному так же велика, как различие между огромной массой светящегося тумана праматерии и Солнечной Системой, которая со временем оформляется из этого тумана. Туман, без сомнения, красив сам по себе, но неясен и бесполезен, а Солнце, которое в процессе эволюции оформляется из него, излучает жизнь, свет и тепло для многих миров и их обитателей.

Можно воспользоваться другой аналогией: тело человека состоит из бесчисленного множества мельчайших частиц, часть которых оно постоянно отбрасывает. Предположим, что каждая частица, эволюционируя, может стать отдельным человеческим существом. В таком случае нельзя сказать, что частицы ничего не приобрели в конце своего пути, хотя уже в начале своей эволюции они в каком-то смысле были человеческими. Эссенция (или сущность) истекает как чистая энергия, а возвращается в виде миллиардов адептов, каждый из которых, в конечном итоге, способен стать логосом.

Именно это чудесное течение эволюции мы и постараемся проиллюстрировать, хотя максимум, что мы можем сделать — это показать изменения, происходящие в различных телах человека в зависимости от степени его развития. Мы надеемся, что люди, не обладающие ясновидением, всё-таки смогут приобрести некоторое представление об этой эволюции. Один момент, который мы затронули, говоря о соединении (с Божественным), нуждается в объяснении. Действительно, с монадической эссенцией происходит чудесная перемена. На протяжении долгих веков эволюции, во всех предыдущих царствах она постоянно была принципом, дающим жизнь и энергию; силой, стоящей за каждой формой, которую она временно занимала. Но то, что до сих пор было жизнедателем, то, что одушевляло, теперь само принимает жизнь и одушевляется. Из той монадической эссенции, которая была частью групповой души, ныне формируется каузальное тело — красивая овальная форма живого света, в которую свыше нисходят еще более величественные свет и жизнь. Благодаря каузальному телу эта высшая жизнь может проявиться как человеческая индивидуальность.

Стать носителем самой высокой эманации божественного духа — это ли не достойная цель столь длинной и трудной эволюции? Мы не вправе думать иначе.

Вспомним, что без подготовки этого носителя как связующего звена появление бессмертного индивида невозможно. Ни одна, даже самая малая, часть работы, осуществленной на протяжении многих веков, не пропадает; не было ничего бесполезного. Возникшая таким образом верхняя триада становится отдельной трансцендентальной единицей, но не "превращением Бога в плоть, а возвышением человеческого до Бога". Без такой длинной эволюции мы никогда не дошли бы до конечного осуществления — роста (подъема) человека до уровня божества. От этого сам Логос становится более совершенным, ибо среди его потомства есть и те, кому впервые и во всей полноте передана любовь — сущность его божественной природы, — и те, кто может ответить ему любовью.

Крайний столбик диаграммы на рис. 3 обозначает уровень развития, намного превышающий уровень обычного человека. Это одухотворенный человек, сознание которого развилось выше каузального тела, так что он может свободно действовать на уровне буддхи, а его сознание, когда оно вне тела — на еще более высоком уровне, на что указывает фиолетовая вершина. Заметим, что центр его сознания (обозначенный самой широкой частью столбика) уже не находится, как раньше, на физическом или астральном уровне, а лежит между высшим менталом и буддхи. Высший ментал и высший астрал у него намного больше развиты, чем их нижние подуровни. Хотя он еще обладает физическим телом, о чем свидетельствует нижняя часть столбика, всё-таки, мы видим узкий конус, т.е. он сохраняет физическое тело лишь ради того, чтобы в нем работать, а не потому, что его желания и мысли там фиксированы. Он давным-давно исчерпал свою карму, которая вынуждала бы его воплощаться. Если он и сейчас сохраняет тела низших уровней, то лишь ради возможности работать на благо человечества, чтобы действовать на этих уровнях...

Вибрации некоторых типов божественной энергии слишком тонкие сами по себе, чтобы грубая материя низших уровней могла их воспринимать. Но если они спускаются до низших уровней посредством человека, тела которого на этих уровнях совершенно чисты, тогда они воспринимаются даже здесь, в материальной плоскости, и можно совершенно свободно ими пользоваться.

Вначале, при оформлении каузального тела, оно прозрачно и напоминает огромный мыльный пузырь, окрашенный всеми цветами радуги. Поскольку видеть его можно только благодаря способностям, относящимся к высшему менталу, таким его увидит человек, который полностью развил ясновидение на уровне своего каузального тела. Как уже говорилось, в начальной фазе каузальное тело подобно мыльному пузырю и кажется совершенно пустым, т.к. содержащаяся в нем божественная энергия еще не успела развить свои скрытые способности, которые приобретаются со временем как ответ на внешние стимулы. Поскольку эти способности пока слабо проявлены, в каузальном теле еще мало цветов. Те, что имеются, возникли благодаря качествам, развитым еще во времена, когда эволюция происходила в рамках групповой души, частью которой каузальное тело являлось.

Здесь оно находится в процессе ассимиляции этих качеств, поэтому в нем уже существуют соответствующие вибрации, слабые признаки которых можно заметить. Они напоминают цвета, которые можно наблюдать при восходе солнца. Илл. 1 дает нам некоторое представление о виде тела на этой фазе, что можно считать изображением каузального тела примитивного человека. Серые оттенки на левой стороне изображения не следует понимать как некоторые качества тела — на самом деле их не существует, это лишь попытка художника передать форму пузыря.

Иллюстрация 1. Каузальное тело (примитивный человек)

Хотя этот человек уже обладает каузальным телом, он еще далек от того, чтобы сознательно воспринимать и откликаться на впечатления и стимулы, соответствующие этому уровню. Поскольку эволюция его скрытых способностей происходит благодаря внешним стимулам, необходимо, чтобы человек снизошел достаточно глубоко, чтобы войти в контакт со стимулами, которые могли бы воздействовать на каузальное тело. Поэтому метод эволюции, метод, который предопределен судьбой, заключается в воплощении, т.е. одна часть нисходит для приобретения опыта на нижние уровни ради качеств, которые с этим опытом появляются. Возвращаясь снова к самому себе, эта часть приносит результаты своего труда. Это нисхождение в воплощение можно сравнить с капиталовложением. Человек ожидает, что, если всё пойдет как нужно, он не только вернет свой капитал, но и получит прибыль, как это обычно происходит. Но, как и в случае других инвестиций, иногда возможны и потери. Может случиться, что некоторая часть того, что он отправляет вниз, настолько погрузится в низшую материю, через которую она должна действовать, что полное возвращение станет невозможным. Исследование этого вопроса выходит за рамки нашей темы, но его полное объяснение можно найти в книге "Астральный план".

Душа нисходит вниз, в воплощение, под импульсом того, что на Востоке называют "тришна" — жажда проявленного существования, жажда почувствовать себя живым. Душа погружается в море материи, крепнет эгоизм, и на астральном уровне она выглядит столь не привлекательно, как это изображено на илл. 3. Душа медленно начинает понимать, что существует высшая эволюция и что сильный панцирь эгоизма, необходимый в начале для оформления мощного центра внизу, в дальнейшем препятствует росту этого центра. Поэтому панцирь надо разбить и отбросить, как строительные леса, которые разбираются после возведения здания, хотя они были необходимы на первом этапе строительства. Медленно, через многие воплощения астральное тело развивается от фазы, изображенной на илл. 3 до фазы, соответствующей илл. 6, а затем и илл. 19. Постараемся проследить развитие этой эволюции в разных фазах.