Чарлз Ледбитер
ЧЕЛОВЕК ВИДИМЫЙ И НЕВИДИМЫЙ
Глава XI
КАК ПРОИСХОДИТ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
Душа вначале нисходит в материю низших ментальных уровней. Сразу, в каком-то смысле автоматически, она облачается в одеяние из этой материи, представляющее точное (или возможное на этом уровне) выражение тех качеств, что уже существуют в душе.
Нельзя забывать, что каждая фаза нисхождения означает дополнительные ограничения; следовательно, выражение души на любом из низших уровней никогда не будет совершенным. Оно — лишь показатель ее качеств, так же, как картина художника — лишь плоское изображение того, что реально существует в трех измерениях. Картина передает натуру настолько верно, насколько это возможно при изображение на плоскости с использованием перспективы; но, несомненно, изображенные линия или угол будут отличаться от реальных. Так и подлинные качества души не могут быть выражены материей любого уровня; колебания более низкой материи слишком инертны, чтобы точно откликнуться на эти качества. Струна недостаточно натянута, чтобы войти в резонанс с высоко звучащим тоном. Однако, ее можно настроить так, чтобы она соответствовала этому тону, взятому октавой ниже. Мужской голос может петь в одной тональности с детским, хотя у них разные возможности.
Так и цвет, выражающий определенное качество на уровне каузального тела, будет присутствовать и на ментальном, и даже на астральном уровне, но при нисхождении он становится всё менее тонким, менее сияющим и прозрачным. Разница между октавами цветов гораздо больше, чем это можно выразить на бумаге или полотне: мы стремились передать лишь качественные отличия, поскольку даже первая октава после физической находится вне нашего понимания и опыта, ограниченного физическим восприятием. Низшие астральные цвета можно представить себе как более темные и грубые (они такие и есть, по сравнению с высшими и более чистыми оттенками), хотя при всей своей грубости они всё-таки светятся. Эти цвета не столь темны в обычном понимании, а, скорее, подобны спокойно горящему огню.
Поднимаясь на каждый последующий уровень, обнаружим, что более высокая материя способна выражать более благородные качества, постепенно утрачивая при этом способность к отражению низких качеств. Очень неприятный цвет, выражающий грубую чувственность на уровне астрального тела, невозможно воспроизвести в ментальной материи. Вы можете возразить, что такого не может быть, — у человека, несомненно, возникают чувственные мысли. Но, оказывается, это не так. Человек может иметь ментальные представления, вызывающие в нем чувственность, но при этом и мысль, и образ будут выражены на уровне астральной, а не ментальной материи. Именно в астральном теле проявятся соответствующие цвета, а на ментальном будут лишь усилены тона эгоизма, самообмана и самомнения. На уровне каузального тела не произойдет никаких перемен. Но каждая уступка страстям, вызывающая усиление цвета в низших телах, будет в какой-то мере заглушать тона и цвета, присущие добродетелям, которые по своей природе гораздо ближе к подлинной реальности.
Процесс появления цвета всегда направлен снизу вверх. Почувствовав некоторое раздражение извне, человек реагирует на него волной эмоций. Пока длятся (властвуют) эмоции, в астральном теле преобладает тип вибраций, представляющий эти эмоции (что в дальнейшем будет показано на наших рисунках). Когда эмоция затухает, соответствующий цвет бледнеет, но не исчезает полностью. Определенная часть астральной материи постоянно вибрирует на частоте, характерной для этой эмоции, и каждое новое сильное включение увеличивает эту часть. Например, все люди обладают раздражительностью, которая на уровне астрала выражена ярко-красным облаком. Когда человек раздражается, не контролируя себя, все астральное тело временно окрашивается в яркокрасный цвет. Всплеск эмоций проходит, и цвет постепенно исчезает. Но следы раздражения остаются, т.к. облако ярко-красного цвета чуть-чуть увеличивается; и вся астральная материя проявляет больше готовности откликаться (при первой возможности) на злость. Конечно, то же самое происходит и в случае других эмоций, как хороших, так и плохих. Здесь действует нравственный закон, по которому каждая наша уступка страстям влечет за собой следующую, мы становимся всё менее способными сопротивляться. Но и каждая победа над своими страстями облегчает следующую победу.
Если цвета астрального тела держатся относительно долго, это говорит о наличии какой-то непрекращающейся вибрации, которая со временем начинает воздействовать и на ментальное тело, создавая на более высоком уровне вибрацию подобного характера (при условии, что ее можно воспроизвести в более тонкой материи). Все высшие характеристики пробуждаются сходными вибрациями, преобладающими на низших уровнях, и постепенно включаются в состав каузального тела, хотя на этом уровне, к счастью для нас, можно "записать" результат проявления только возвышенных чувств.
Итак, человек в течение многих жизней развивает в себе множество качеств, как хороших, так и плохих. Однако, если каждый шаг вперед в развитии положительных качеств накапливается и отражается в каузальном теле, то плохие качества можно проявить лишь с помощью низших тел. В этом аспекте, зло относительно преходяще. В соответствии с законом божественной справедливости, каждый абсолютно точно получает последствия своих действий, какими бы они ни были, плохими или хорошими. С другой стороны, зло воспроизводит себя только на низших уровнях, поскольку его вибрации воспроизводятся исключительно материей этих уровней. Зло не имеет ничего, что могло бы вызвать отклик в каузальном теле. Значит, его силы расходуются в присущей ему плоскости и воздействуют на своего создателя в его астральной и физической жизни — или в данной, или же в будущих воплощениях.
Хороший поступок или мысль также дают результат на низших уровнях, но, кроме того, они оказывают более высокое и продолжительное действие на каузальное тело, являющееся очень важным фактором в эволюции человека. Значит, если здесь, внизу, все вибрации вызывают свои последствия и проявляются через разные преходящие тела, то лишь хорошие качества сохраняются как истинное приобретение реального человека. Человек снова и снова встречается со злом, каждый раз при очередном воплощении, до тех пор, пока не будут искоренена и стерта (во всех его телах) любая готовность откликаться на зло; до тех пор, пока человек не станет выше страсти или желания, полностью овладев самим собой.
Глава XII
О ЧЕМ НАМ ГОВОРЯТ ЕГО ТЕЛА
Процесс обучения идет постепенно, и первые проявления неразвитого человека на нижних уровнях не очень красивы. Примитивный человек, каузальное тело которого изображено на илл. 1, вероятно, обладает ментальным телом, подобным изображенному на илл. 2, и астральным телом (илл. 3).
Иллюстрация 2 Иллюстрация 3
Необходимо понять, что все эти тела занимают одно и то же пространство и проникают друг в друга. Изучая примитивного человека, мы увидим его физическое тело, окруженное светящимся туманом овальной формы, подобным изображенному на илл. 1, или 2, или 3, в зависимости от типа ясновидения, который используем. Пользуясь нашим астральным зрением, мы увидим лишь астральное тело человека, откуда сможем узнать, какие страсти или чувства в данный момент испытывает человек и каким чувствам он чаще всего подвержен. Астрал — область проявления желаний, зеркало, в котором каждое чувство, каждая эмоция тотчас отражается и в котором видна каждая мысль, содержащая в себе всё, что касается личного "я" человека.
Из этого материала (астрала) создается телесная форма темных элементалов, которых люди создают и оживляют своими злыми желаниями и отрицательными эмоциями. Из него также оформляются доброжелательные элементалы, вызванные к жизни добрыми желаниями, благодарностью и любовью.
Естественно предположить, что явления, происходящие в астральном теле, не длятся долго; их цвет, сияние, быстрота движений постоянно меняются. Взрыв гнева заполнит всё астральное тело темно-красными проблесками на черном фоне; внезапный страх тотчас окутает его неприятной свинцовой мглой. Но всё-таки случается, что колебания астрального тела относительно затихают, и тогда оно отображает определенную палитру цветов, занимающих болееменее устойчивое положение.
Именно этот случай отражен на илл. 3, из которого, как мы потом увидим, можно получить много информации о человеке.
Пользуясь ментальным зрением, мы увидим ментальное тело примитивного человека. Оно выглядит примерно так, как изображено на илл. 2. Так как оно имеет те же цвета, можно сказать, что оно во многом соответствует астральному телу в состоянии покоя. Но в нем присутствуют и дополнительные элементы, касающиеся духовности и разума, которые в той или иной мере развиты в человеке. Правда, в случае примитивного человека это не очень заметно, но, как мы позже увидим, их присутствие увеличивается с развитием ментала. Рассматривая ментальное тело человека, мы можем сделать выводы, насколько в этой жизни он развил ментал и как им пользовался.
При более совершенной способности видения мы рассмотрим и каузальное тело примитивного человека, позволяющее узнать уровень развития его души и то, насколько продвинулось его эго на своем эволюционном пути к божественному. Очевидно, что для тренированного ясновидящего, использующего все формы видения, жизнь человека в различных ее фазах будет подобна открытой книге. На этих высших уровнях невозможно спрятаться или замаскироваться. Каждый ясновидящий (без предубеждений) видит человека таким, каков он есть. Мы говорим "без предубеждений", т.к. нельзя забывать, что каждый смотрит на другого через свои тела, и в этом аспекте он подобен человеку, смотрящему на мир через цветные очки. До того момента, пока ясновидящий не научится принимать во внимание этот фактор, часто будет происходить так, что он будет считать самым важным в человеке то, на что сам быстрее всего откликается. Но если немного потренироваться, то можно легко освободиться от искажений, исходящих из фактора личного восприятия, и тогда ясновидящий будет читать ясно и точно.
Глава XIII
ЦВЕТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
Перед тем, как приступить к подробному изучению характеристик этих тел, мы должны познакомиться с общими значениями различных цветовых оттенков, приведенных в таблице.* Очевидно, что их комбинации дают бесконечное разнообразие. Мы постараемся рассмотреть цвета, максимально точно соответствующие чистым эмоциям, не смешанным с другими. Но человеческие эмоции редко проявляются в чистом виде. Таким образом, необходимо постоянно анализировать и классифицировать определенные оттенки цветов, в создании которых участвовало несколько факторов.
__________
* Цветная диаграмма с краткой расшифровкой цветов
приведена в книге автора "Мыслеформы" — прим. ред.
Гнев, например, проявляется как ярко-красный цвет, а любовь — как
красный с розовым. Но и любовь, и гнев часто пронизаны эгоизмом, тогда чистота
соответствующего цвета будет приглушена тяжелым коричневым, характерным для
этого недостатка, причем в той мере, насколько он силен.
С другой стороны, и то, и другое качество может быть смешанным с гордыней, на что будет указывать примесь ярко-оранжевого цвета. В нашем дальнейшем исследовании встретится много примеров такого смешения и мы изучим оттенки цветов, появляющиеся в результате. Но сначала надо научиться читать значения простых тонов. Здесь даются описания наиболее часто встречающихся.
Черный. Густые черные облака в астральном теле означают присутствие ненависти и злобы. Когда кто-то, к своему несчастью, дает выход сильному гневу, как правило, можно видеть витающие в его ауре страшные формы ненависти, подобные клубам тяжелого ядовитого дыма.
Красный. Ярко-красные отблески, как правило, на черном фоне, отражают гнев. В той или иной мере здесь будет присутствовать и коричневый цвет, поскольку в таком гневе более или менее выражен эгоизм. То, что иногда называют справедливым гневом, выглядит как отблески светло-красного цвета на обычном фоне ауры. Пламенный кроваво-красный цвет, который легко узнать, хотя и трудно описать, означает чувственность.
Коричневый. Темный красно-коричневый, подобный ржавчине, цвет означает скупость и, как правило, размещен параллельными полосами вдоль астрального тела, придавая ему несколько странный вид. Темный, тяжелый, серо-коричневый цвет означает эгоизм. Это, к сожалению, одна из самых частых окрасок астрального тела.
Зелено-коричневый цвет, который пронизывают ярко-красные или алые вспышки, означает ревность; этот цвет почти всегда присутствует у обычного человека, когда он влюблен.
Серый цвет. Тяжелый свинцово-серый означает глубокую депрессию. А если такое состояние часто повторяется, то он создает впечатление хмурого и грустного, трудно передаваемое словами. Этот цвет имеет очень странное качество — распределяться параллельными линиями, как и в случае скупости, поэтому и то, и другое создает впечатление, что несчастный человек заключен в форму какой-то астральной тюрьмы.
Сине-серый. Этот весьма отвратительный и страшный оттенок означает страх.
Ало-красный цвет. Этот цвет означает любовь и часто является самой лучшей характеристикой в телах "среднего" человека. Конечно, он варьируется в зависимости от типа любви. Он может быть тяжелым, приглушенным и глубоко пронизанным оттенками коричневого цвета — эгоизма, — в том случае, если так называемый любящий занят размышлениями о том, насколько любят его самого, то есть сколько он получает взамен того, что отдал. Если речь идет о любви, которая никогда не думает о себе и о том, что ей дают, а смотрит, сколько сама может дать и сколько может подарить любимому существу, то это чувство будет выражено приятным розовым цветом. В случае, когда этот розовый цвет сияет и пронизан лиловым, речь идет о духовной любви к человечеству. Между эгоистичной и духовной любовью существует бесчисленное множество оттенков, и любовь, конечно, может быть окрашена по-разному, как гордыней, так и ревностью.
Оранжевый цвет. Этот цвет всегда означает гордыню или амбиции. Он имеет столько же вариантов, как и выше упомянутый ало-красный, в зависимости от типа гордыни или амбиций. Он нередко соседствует с нервозностью и раздражительностью.
Желтый цвет. Это очень хороший цвет, обозначающий владение разумом. Его оттенки различаются и могут обогатиться добавлением других цветов. Так, он имеет глубокий приглушенный оттенок, если интеллект направлен вниз, особенно в случае эгоистичных целей. Но он становится золотым, медленно превращаясь в красивые и ясные светящиеся лимонные цвета, когда речь идет о высших и неэгоистичных целях.
Зеленый цвет. Нет цвета более разнообразного по значению, поэтому его очень трудно правильно толковать; требуется особенно серьезный подход к его изучению. В основном он свидетельствует о способности приспосабливаться, которая вначале может быть коварной и злой, но впоследствии преобразиться в благожелательную по отношению к людям и служить добрым начинаниям.
Серо-зеленый цвет означает ложь и подлость. Он доминирует в астральных телах примитивных людей. Но этот цвет нередко встречается и у цивилизованных людей, которые давным-давно должны были пройти эту фазу эволюции. С продвижением человека по лестнице эволюции серо-зеленый превращается в сияющий изумрудно-зеленый, означающий дальновидность, широту взглядов, находчивость, но всё это без намерения злоупотреблять этими качествами. Он означает развитую способность общения с людьми, но уже без обмана и хитрости, а с целью им угодить, расположить к себе, вызвать уважение, а впоследствии, при развитии сознания, — чтобы помочь им и сделать их сильнее. В конце эволюции этот цвет становится прозрачным, светящимся голубовато-зеленым (его можно иногда наблюдать при закате солнца), в этом случае он указывает на определенные высшие качества человеческой природы: сочувствие, глубокую симпатию и умение понять человека.
Светло-зеленый цвет, цвет яблока, по-видимому, всегда сопровождает сильную жизненность на ранних фазах ее развития.
Голубой цвет. Чистый, глубокий голубой цвет говорит о религиозных чувствах, но варьируется в зависимости от вида этих чувств. Они могут быть искренни или двуличны, полны эгоизма или благородства. Цвет может быть пронизан каждым из упомянутых качеств. Таким образом, мы можем увидеть любой оттенок — от индиго, с одной стороны, до интенсивно-фиолетового оттенка, с другой, вплоть до болотистого серо-голубого, который существует на уровне слепого поклонения чему-либо. Следы любви или страха, лживости или гордыни могут быть смешаны с этим цветом религиозности, тогда мы можем увидеть широкий спектр оттенков.
Светло-голубой цвет означает преданность некоторому благородному духовному идеалу, он постепенно переходит в светящийся лилово-голубой, который характеризует высокую духовность и, как правило, сопровождается золотыми светящимися звездочками, представляющими высокие духовные стремления.
Легко понять, что количество комбинаций и модификаций этих цветов может быть бесконечно, так что даже самые тонкие черты характера или мимолетные эмоции можно выразить с большой точностью. Чтобы полнее расшифровать значение того, что наблюдает ясновидящий, нужно обратить внимание на характерное свечение астрального тела и на относительную определенность или неопределенность его контуров, а также на свечение энергетических центров. Следует упомянуть, что психические способностиа, которые уже развиты или находятся в развитии, выражаются цветами, находящимися вне видимого спектра, поэтому их невозможно изобразить известными нам физическими цветами. Ультрафиолетовые оттенки означают более высокий и чистый уровень развития, а грубые комбинации инфракрасного раскрывают коварство человека, занимающегося злыми и эгоистичными формами колдовства. Духовное развитие выражается не только в цвете, но и в сиянии определенных тел, увеличении их объема и более четких контурах.
Глава XIV
ДВОЙНИК
Есть нечто, что следует упомянуть по отношению к нашим иллюстрациям, прежде чем начнем их последовательное изучение. Заметим, что внутри овальной формы ауры тонкой линией намечен контур физического тела, чтобы читатель мог получить представление о различиях между его размерами и размерами туманных облаков. Необходимо помнить, что речь идет лишь об иллюстрации, а не о точном изображении. На самом деле астральный и ментальный двойники физического тела более четко выражены и легко определяются. Рисунок, изображающий всё в одной плоскости существования, не может точно воспроизвести все аспекты фигуры, относящейся к совершенно другой области существования. Поэтому некоторые качества высших тел преднамеренно не указаны или приспособлены к нашей цели — объяснению того, как эволюция человека выражается цветом в разных его телах.
Мы не ставили перед собой задачу, например, изобразить форму и внешний вид семи чакр — энергетических центров, хотя они есть во всех телах и в определенных случаях были бы ярко выражены. Художник и не пытался изобразить чудесные светящиеся цвета поверхностного слоя овальной ауры, а также густые облака мыслеформ, стеной окружающие каждого человека; не изображена и внутренняя структура, имитирующая физические формы, что требует дополнительного объяснения.
Если на астральном плане взглянуть на нашего бодрствующего соседа, мы увидим, что он выглядит как обычно, и при этом окружен слегка светящимся туманом, где при внимательном рассмотрении обнаруживается постоянная игра множества цветов. Возникает вопрос: как мы можем видеть его лицо, руки, ноги, зная, что астральная материя нашего тела не способна реагировать на физические вибрации? Дело в том, что мы видим не его физическое тело, а его двойника в астральной материи. Когда человек покидает свое физическое тело либо временно, во сне, либо навсегда, после смерти, астральный двойник сохраняет свою форму. Рассмотрим, как это происходит.
Рис. 1 показывает, что астральная материя имеет семь состояний, или уровней плотности, которые соответствуют уровням физической материи. Это больше, чем обычное совпадение, ибо существует и сильное взаимопритяжение видов материи. Каждая частица твердой физической материи проникнута астральной материей самого низкого уровня и обладает двойником. Самый низкий уровень астрала для лучшего понимания можем назвать "твердой" астральной материей, хотя это звучит нелогично, ибо астральной субстанции нельзя приписать "твердость" в обычном смысле этого слова. Подобным же образом, каждая жидкая частица физической материи имеет двойника в "жидком астрале", и эти двойники трудно отделить друг от друга.
При нисхождении в воплощение человек собирает вокруг себя материю тех уровней, через которые проходит. Собрав свой ментальный и астральный материал, он принимает форму яйца, являющегося выражением формы его каузального тела на низших планах. Когда налаживается связь с физическим телом, оно начинает действовать на неорганизованную до сих пор астральную и ментальную материю. Сильные вибрации более тонких частиц с трудом поддаются контролю, но с ростом ребенка влияние усиливается, так что у взрослого человека девяносто процентов материи астрального и ментального тела заключено внутри пространства его физического тела. Мы не утверждаем, что в нём постоянно присутствуют одни и те же частицы, ибо, находясь в состоянии быстрого движения, они то покидают его, то возвращаются обратно, но соотношение между частицами "снаружи" и "внутри" физического тела более-менее постоянно. И поэтому, когда мы смотрим на нашего друга, мы реально видим человеческий облик, оформленный из густой, и на первый взгляд, прочной субстанции, вокруг которой имеется яйцеобразное облако прозрачного тумана. И так как каждая черта его облика воспроизведена верно, мы узнаем человека сразу и безошибочно.
Но это еще не всё. Очень важную роль играет навык, и астральные и ментальные частицы продолжают сохранять форму физического тела даже после его уничтожения, так что узнать человека после его смерти не тяжелее, чем это было при жизни. Правда, возможны и кратковременные отклонения (ибо и случайные мысли могут придавать форму этой материи, но как только пленившая ее мысль перестает влиять на материю, она возвращается обратно в свою привычную форму).
Есть и слабые, но оказывающие сильное влияние мысли, при условии, что их действие долговременно. Никто не воображает себя дряхлым, старым, сгорбленным или слабым, и хотя после физической смерти астральное тело воспроизводит все эти характеристики, неосознанное влияние представления о себе начинает возвращать астральному телу человека нечто от того, как он выглядел в свои лучшие годы. Поэтому, если умерший человек предстанет перед своими близкими, он может удивить их, показавшись им значительно помолодевшим после своей смерти.
Мысли других людей также влияют на сохранение формы астрального тела после смерти. Думая о человеке, его друзья воображают его таким, каким его знали. А поскольку каждая мысль является формирующей силой, совместный результат действия этих сил поддерживает форму астрального тела умершего неизменной.
Из всего этого читатель поймет, что кроме изображенного на рисунках он сможет увидеть и многое другое, когда приобретет способность смотреть на астральное тело. Особенно заметным станет факт, что двойник физического тела не является каким-то бледным контуром, а очевидно, наиболее выраженным элементом.
Так, без сомнения, произойдет в случае неопытного видящего, поскольку астральное видение редко бывает совершенно развитым. Естественно, вначале он открывает самый грубый и низкий аспект астрального восприятия, наиболее близкий физическому видению, так что может оказаться, что начинающий ясновидящий будет способен чувствовать лишь самые густые виды астральной материи. Именно эти виды более всего сконцентрированы в двойнике, так как соответствуют материи физического тела. И яйцеобразная форма будет казаться ему более слабой и менее заметной, чем это есть на самом деле. Если его астральное видение хоть сколько-нибудь превосходит обычный уровень, он увидит, если будет внимателен, некоторые из упомянутых цветов. Напряжение, подобное напряжению физических глаз, вызывает повышение вибраций астрала самого видящего и результатом будет расширение его кругозора, и он увидит не только тот подплан, который изучает, но и более высокие уровни. Правильно тренированный в ясновидении человек обучается, конечно, пользоваться этой способностью как на каждом отдельном подплане, так и видению их всех вместе. Обычно спрашивают, выглядит ли астральное тело одетым и если так, то откуда у него одежда. В силу того, что эта тонкая материя принимает формы, придаваемые ей мыслью, человек выглядит таким, каким себя представляет, и может "одеть" себя в те одежды, которые ему нравятся. Если его внимание полностью занято чем-то другим, то разум автоматически воспроизводит любую известную этому человеку одежду, и весьма вероятно, что он появится в той одежде, в которую чаще всего одет. У меня есть друг, который долгое время на астральном уровне появлялся в вечернем костюме, но сам он никогда не добивался этого. Предполагаю, что такое происходило потому, что для него было естественным видеть себя в это время в такой одежде. Второй всегда был в красивом желтом одеянии буддийских монахов, и кажется, что в начале это было его намерением, а потом стало навыком.
Двойник существует как в астральной, так и в ментальной материи, так что в течение своей небесной жизни человек во многом сохраняет образ и воспоминания своей последней личности. Даже на уровне каузального тела имется форма человеческого тела, но оно не относится ни к какому из воплощений, а является соединением самых лучших характеристик всех воплощений. Это и есть аугоэйдос или небесный человек, в котором проявляется настоящее эго. Но так как условия этого уровня существенно отличаются от предыдущих, пытаться описать их безнадежно.
Глава XV
ПЕРВЫЕ ФАЗЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
После внимательного изучения информации главы XIII, где исследовалось ментальное тело примитивного человека (илл. 2), многое становится очевидным и понятным. Хотя речь идет о недоразвитом ментальном теле, всё же следы некоторого продвижения прослеживаются. Тусклый желтый цвет в верхней части указывает на присутствие интеллекта, но именно тусклость свидетельствует о применении интеллекта исключительно в эгоистических целях. Преданность, представленная серо-голубым цветом, вероятно, означает поклонение какому-то фетишу, и этот цвет содержит ярко выраженные оттенки страха и личного интереса. Мутный ало-красный цвет слева говорит о зачатках любви, также, в основном, эгоистичной. Полоса тусклого оранжевого цвета обозначает гордыню. Широкий луч ярко-красного цвета выражает сильную предрасположенность к гневу, вспыхивающему по малейшему поводу. Широкая полоса грязно-зеленого, занимающая большую часть тела, говорит о коварстве, притворстве и алчности, выраженной видимым оттенком коричневого цвета. Внизу замечаем как бы осадок болотного цвета, говорящего об эгоизме и отсутствии каких бы то ни было хороших качеств.
Именно выраженное отсутствие высших качеств подчеркивает мысль, что астральное тело совершенно не контролируется человеком. Видно, что большая часть тела желаний занята исключительно чувственностью, о чем говорит неприятный коричневокрасный цвет, близкий к цвету крови.
Как и ожидалось, здесь превалируют эгоизм, коварство, алчность и жестокость с гневом, обозначенные пятнами и переливами тускло-красных тонов. Любовь едва различима, а интеллект и религиозность — самого низшего типа.
Следует отметить неправильность контуров астрального тела, доминирующую мутность и характерное распределение цветов. Начав изучать тела более развитых людей, мы обнаружим значительные перемены. Цвета в какой-то мере остаются смешанными, переходящими один в другой. Но у обычного человека появляется тенденция к распределению цветов в более-менее правильные полосы, а контуры тела становятся более четкими и ясными. У неразвитого человека все цвета смешаны и хаотичны, так что очевидна его подверженность частым и внезапным импульсам, которые он сам не контролирует. В целом, это неприятная личность и по характеру, и по темпераменту, но каждый из нас прошел через эту фазу эволюции, и приобретенный опыт дал нам возможность подняться к более чистому и благородному состоянию души.
В нашем стремлении понять, какими являются отдельные тела, необходимо помнить, что составляющие их частицы находятся в постоянном быстром движении. В некоторых случаях, о которых мы расскажем позже, эти тела имеют полосы и ясно выраженные линии, но в большинстве случаев речь идет о цветных облаках, в которых цвета не только смешаны между собой, но постоянно накладываются и перекрывают друг друга, появляются и исчезают из поля зрения. Поверхность этого светящегося и разноцветного тумана в какой-то мере напоминает поверхность бурно кипящей воды, ибо частицы вращаются, поднимаются на поверхность и снова тонут, постоянно меняя свое положение. Таким образом, различные цвета не остаются долго на одном месте, и их распределение не будет в точности соответствовать тому, что изображено на рисунках. Тем не менее, они стремятся занять изображенное нами распределение; хотя желтый, розовый и голубой цвет не всегда будут сгруппированы так, как это изображено, независимо от своей динамики, они будут занимать верхнюю часть овала. Эти цвета всегда можно видеть вокруг головы физического тела, если они вообще есть, а цвета означающие эгоизм, жадность, лживость или ненависть, всегда стремятся занять нижнюю часть; цвета которые соответствуют чувственности, обычно занимают промежуточное положение.
Каждой из вибраций, регистрируемой нами как цвет, соответствует определенный тип астральной или ментальной материи, в которой они могут свободно проявляться, и положение цветов в постоянно меняющемся облаке зависит от плотности соответствующей им материи. Вся, или почти вся материя астрального тела может в силу внезапной вспышки страстей временно вибрировать определенной частотой, но после ослабления движущей силы материя возвращается в привычное ей состояние, кроме той части, которой естественно соответствует частота импульса.
Конечно, у каждого человека свои индивидуальные характеристики, и нет двух одинаковых людей, но каждый рисунок изображает типичный образец соответствующей ему группы, а сами цвета изображены в той части овала, где чаще всего встречаются.
Глава XVI
ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Давайте сейчас рассмотрим обычного, среднего человека, чтобы определить, насколько он вырос по сравнению с первобытным человеком, и каким образом это отразилось на отдельных его телах. Изучая астральным зрением каузальное тело такого человека, мы находим, что оно более-менее соответствует уровню развития, изображенному на илл. 4. Можно заметить, что наполненность каузального тела заметно увеличилась. Теперь в нем появилось некоторое количество нежных прозрачных тонов, хотя оно и заполнено меньше, чем наполовину. В целом, значение цветов такое же, как и на нижних уровнях, хотя здесь эти цвета обозначают качества, приобретенные душой навсегда. Сами цвета на много октав выше, чем им подобные, представляющие те же качества на низших уровнях. Заметим, что в этом человеке уже развито нечто от высшего интеллекта, присутствуют элементы настоящей преданности, истинной неэгоистичной любви. Теперь эти качества всегда будут ему принадлежать как достояние, некий капитал; они стали врожденными как в этом, так и во всех будущих воплощениях. Появляется примесь очень нежного лилового цвета, означающая способность человека к любви и преданности самому высокому идеалу, а также слабый признак прозрачного зеленого цвета сострадания и симпатии.
Исследуя ментальное тело обычного человека таким, как оно изображено на илл. 5, мы можем заметить его значительное улучшение по сравнению с ментальным телом неразвитого человека. В нем не только больше интеллекта, любви и преданности, но все эти свойства приобрели новые качества; и хотя они еще далеки от совершенной чистоты, всё же по своим оттенкам намного лучше, чем те, которые изображены на илл. 2. Количество гордыни то же, что и раньше, но сейчас речь идет о гордости на более высоком уровне. Если обычный человек гордится, то, как минимум, хорошими качествами, характеристиками, которыми, как он считает, обладает, а не только превосходством физической грубой силы. У него еще присутствует много насыщенного темно-красного цвета, обозначающего подверженность гневу, но в данном случае в аурическом облаке этот цвет расположен намного ниже, чем раньше, что указывает на улучшение общего качества материи, из которой составлено его ментальное тело. Ведь тот тип зеленого цвета в ментальном теле неразвитого человека, который означает ненасытность, проникнутую коварством и эгоизмом, нуждается для своего вибрирования в более густой и грубой материи, чем та, которая необходима для существования темно-красному цвету гнева. Более же чистый зеленый цвет в ментальном теле обычного человека для своих вибраций нуждается теперь в материи менее густой, чем насыщенный темно-красный цвет, и поэтому здесь произошла перемена в расположении цветов. Зеленый цвет поднялся вверх, что указывает на определенную разносторонность и приспособляемость вместо хитрости и коварства. В большой мере ментал еще занят коричневым цветом, обозначающим эгоистические наклонности, но здесь этот цвет немного теплее и менее угрожающий, менее страшный, чем раньше.
Если посмотреть на илл. 6, то мы увидим астральное тело, соответствующее ментальному телу на илл. 5 — это астральное тело обычного человека. Заметим, что астральное тело хорошо согласовано с ментальным, хотя его цвета, естественно, более грубые, и оно содержит определенные элементы страстей, которые не могут проявиться на более высоких уровнях. Но оно намного улучшено по сравнению с астральным телом на илл. 3. Оно обладает меньшей чувственностью, хотя, к сожалению, она остается и здесь самой выраженной характеристикой, но всё же менее груба, чем раньше. Еще сильно выражен эгоизм, и, без сомнения, присутствует склонность обманывать в личных целях, но зеленый цвет уже делится на два разных качества: хитрость постепенно превращается в способность приспосабливаться к различным жизненным ситуациям.
Этот рисунок астрального тела изображает не только средние качества астрального тела обычного человека, но и изображает его в состоянии относительного покоя. Астральное тело обычного человека редко находится в покое, и наше представление о нем будет неполным, если не изучить его в те моменты, когда оно находится под влиянием внезапных импульсов и прилива чувств. Постоянные ментальные состояния могут вызвать изменения астрального тела, которые достаточно выражены, чтобы о них говорить, и некоторые рисунки будут отображать эти влияния.
Глава XVII
ВНЕЗАПНЫЕ ЭМОЦИИ
Некоторые эмоции вызывают в астральном теле интересные эффекты, заслуживающие внимательного изучения. Прежде всего надо сказать, что каждый рисунок в этой книге представляет некоторую реальную жизненную ситуацию. Речь не идет о чьих-то представлениях, каким мог бы выглядеть человек в данных условиях; рисунки изображают астральные тела конкретных людей в указанных состояниях. Это не игра воображения, а результаты внимательных исследований и воспроизведение увиденного. Так, например, илл. 7 является попыткой изобразить эффект, наблюдающийся в случае внезапно нахлынувшей на человека волны сильной и совершенно чистой любви — здесь, например, выбрана ситуация матери, которая, взяв на руки ребенка, осыпает его поцелуями. В этот момент в астральном теле происходят бурные перемены, изначальные цвета на какое-то время затмеваются. Как в этом, так и во всех других случаях основным фоном мы выбрали астральное тело обычного человека, подобное изображенному на илл. 6, хотя при наплыве бурных чувств его почти не видно. Если проанализировать изменения на илл. 7, мы увидим, что они складываются в результате четырех факторов.
1) Видны завихрения и спирали живых цветов, твердо и ясно начертанные и сияющие интенсивным внутренним светом. Каждая спираль, или вихрь, является мыслеформой интенсивной любви, появившейся в астральном теле и готовой излиться на объект этого чувства. В книге "Мыслеформы" есть рисунок такой спирали в момент её полета через пространство к цели. Там можно заметить, что из-за её быстрого перемещения произошла некоторая модификация, и спираль превратилось в "снаряд", напоминающий ядро кометы. Очень трудно изобразить эти крутящиеся формы живого света, но выглядят они необычайно красиво.
2) Астральное тело целиком покрыто горизонтальными пульсирующими линиями розового света, скорость их движения так велика, что изобразить их еще труднее, чем мыслеформы. К счастью, художник сумел передать общий эффект.
3) Нечто, похоже на пленку розового цвета, покрывает все астральное тело. Через эту пленку, как через цветное стекло, видно то, что находится внутри. На рисунке эффект изображен лишь по краям астрального тела.
4) Что-то, подобное румянцу, наполняет все астральное тело, пронизывая в какой-то мере остальные цвета и образуя местами сгустки неправильной формы, напоминающие перистые облака.
Этот величественный астральный фейерверк длится обычно несколько секунд, затем тело быстро возвращается в свое нормальное состояние. Но всё-таки, каждый такой всплеск чувств дает свой результат, добавляя розового цвета в верхнюю часть овала, что облегчает частицам астрального тела реакцию на следующую волну любви. Хотя импульс длится очень недолго, его действие при частом повторении дает эффект накопления. Также следует учитывать благоприятное влияние, которое эти жизнерадостные вибрации любви оказывают на других.
Многие верные сердца станут счастливее, узнав, что, посылая другому мысль интенсивной любви, человек по-настоящему "дает" нечто от самого себя — определенная часть астральной материи переходит с него на любимого человека; мощные вибрации, как правило, вызывают резонанс в астральном теле "получателя", если тот не слишком занят какой-то проблемой. Это означает, что любовь стремится породить любовь, следовательно, любить кого-то — значит преображать человека, делать его своей любовью лучше, чем он мог бы быть без нее.
ПРЕДАННОСТЬ
Илл. 8 отличается от илл. 7 только тем, что розовый цвет замещен голубым. Этот рисунок изображает внезапный прилив преданности, испытанный одной монахиней в состоянии созерцания. Все перемены, отмеченные в случае любви, видны и здесь: круговороты светящихся спиралей, быстро вибрирующие горизонтальные линии, внешний слой и перистые облака; их значение такое же, но вместо любви здесь представлено религиозное чувство.
Такое проявление преданности встречается редко, — гораздо реже, чем проявление любви. Вспышку подобных чувств (не столь ясно и четко) можно иногда наблюдать в храме у человека, молящегося перед алтарем. Параллельные линии обычно менее правильные и слабо выражены, а оформленных спиралей нет вообще, вместо них появляются бесформенные облака голубого тумана.
В большинстве случаев преданность как чувство слабо различима, и такое красивое изображение, как на нашем рисунке, встречается очень редко. В этом случае спирали, выходящие из астрального тела, не принимают форму круглых ядер, как это было при всплеске любви, а превращаются в сияющие башни, быстро поднимающиеся вверх. Одна из них изображена в книге "Мыслеформы", где была сделана попытка проиллюстрировать чудесное излияние энергии с высших уровней, вызванное таким чувством преданности.
ИНТЕНСИВНЫЙ ГНЕВ
Илл. 9, наверное, самая впечатляющая из всех представленных. Она отчетливо показывает, как неразумно предаваться сильной вспышке страсти. Как и в предыдущих случаях, обычный фон астрального тела временно затемняется вспышкой эмоций, но, к сожалению, здесь представлена живая и сильная мысль неприязни и злости. Проявленные в виде спиралей и завихрений, они подобны тяжелой, плотной массе черной сажи, подсвеченной изнутри активной, жгучей ненавистью. Слабо выраженные завитки темного облака загрязняют всё астральное тело, а огненные стрелы неконтролируемого гнева молниями вспыхивают между ними.
Страшное и пугающее зрелище. Чем лучше мы его понимаем, тем оно страшнее. Здесь дается образ человека, который совершенно потерял голову. Он вне себя от гнева и в этот момент совершенно не способен контролировать свои эмоции. Даже если он умеет сдерживать свои порывы и проявления агрессивности под влиянием дисциплины, заложенной воспитанием, всё-таки, страшные вспышки пронизывают астральное тело, подобно мечам, и человек наносит вред своему окружению так же реально (хотя и менее заметно), как это было бы в случае нападения на физическом уровне.
Представляя опасность для других, он и сам беспомощен. Страсть на время завладела им; страсть властвует, а настоящий человек временно потерял контроль над самим собой. В таком состоянии другая, более сильная воля может захватить то, что он потерял. Другими словами, в таком состоянии, когда человек вне себя от злости, его тело может захватить и занять либо умерший похожего нрава, либо злой искусственный элементал с подобными вибрациями. Таким образом, он не только представляет опасность для своего окружения, но и сам находится в страшной опасности.
Случай, выбранный для иллюстрации, крайне редок. Такое состояние длится обычно несколько минут. Но каждая уступка подобной страсти имеет аналогичные характеристики. И это наводит на мысль: если бы люди знали, как они выглядят, впадая в гнев, то, без сомнения, старались бы избегать этого.
Вихрь страсти проходит, но оставляет после себя след. В астральном теле среднего человека всегда присутствует определенное количество алого цвета, указывающего на возможность возмущения. Каждое проявление гнева увеличивает это количество, делая всю материю астрального тела более готовой к нежелательным реакциям, чем прежде.
Мы должны помнить, что, хотя сама страсть проходит, следы её остаются в памяти природы: если элементал, созданный злым желанием, после определенного времени, пропорционального силе желания, перестает существовать, то живая фотография каждого момента его существования сохраняется, а все последствия его действий включаются в карму его создателя.
СТРАХ
Влияние страха на астральное тело очень впечатляет. Внезапный шок страха моментально заполняет всё тело необычным туманом свинцово-серого цвета; появляются и горизонтальные линии того же цвета, настолько сильно вибрирующие, что в них трудно выделить отдельные линии. Вид получается отталкивающий, его невозможно передать рисунком. Изображение на илл. 10 дает нам некоторое представление о влиянии страха на астральное тело, в той мере, насколько это возможно нарисовать; но на самом деле очень сложно изобразить состояние, когда весь свет на время покидает тело, оставляя после себя серую вибрирующую массу, подобную дрожащему желе.
Такая картина говорит о смертельной панике, которая обычно быстро проходит. Состояние непрекращающегося страха и крайнего невроза выражается теми же явлениями в модифицированной форме, при этом необычный серый тон и характерное дрожание присутствуют обязательно.
Глава XVIII
ПОСТОЯННЫЕ СОСТОЯНИЯ
Мы постарались проиллюстрировать кратковременные эффекты некоторых внезапных эмоций, воздействующих на внешние человеческие тела, и объяснить, что, независимо от того, насколько быстро эти эмоции проходят, они всё-таки оставляют в душе неизгладимый след.
Нам остается описать, каким образом проявляются некоторые склонности, или типы характера, чтобы увидеть, в какой мере каждая из них влияет на развитие человека в процессе его эволюции. В жизни большинства людей бывает какое-то чувство, вызвавшее большие последствия, которое не попадает ни в одну из рассмотренных категорий. Часто это происходит внезапно и не распространяется на всю жизнь, но и не исчезает так же быстро, как те эмоции, которые мы изучали до сих пор. Как правило, речь идет о самом важном, что происходит в течение жизни с человеком, изображенным на илл. 4, 5 и 6. Очень часто это единственная, по-настоящему светлая точка его существования, обычно монотонного, грязного и эгоистичного — единственная возможность подъема личности над самой собой и недолговременного опыта жизни на гораздо более высоком уровне.
Этот внезапный подъем человек переживает, когда, как говорят, влюбляется. Ограниченную и однообразную жизнь человека внезапно освещает луч света, и божественная искра в глубине души начинает в ответ сиять сильнее. Потом человек может это утратить и снова погрузиться в серый свет повседневности, но ничто уже не сможет отнять у него тот опыт величия высшей жизни, которая ему чуть-чуть приоткрылась. Он прошел ту фазу, в которой на какое-то время его "Я" было "снято с престола", и другое существо заняло первое и самое важное место в его мире. Итак, он впервые получает один из самых важных уроков в своей эволюции. Пройдут многие зоны, прежде чем этот урок он полностью усвоит, но первое знакомство имеет огромное значение для Эго, и влияние этого чувства на астральное тело заслуживает особого внимания.
Как это видно из илл. 11, по сравнению с илл. 6, внезапно происходит полная трансформация; она настолько необычна, что трудно поверить, что эти тела принадлежат одному и тому же человеку. Некоторые качества на время полностью исчезли, другие необычайно усилились, а их взаимное расположение значительно изменилось.
Эгоизм, коварство, ненасытность исчезли, а нижняя часть сфероида заполнена страстями. Зеленый цвет умения приспосабливаться заменен особым, коричневато-зеленым цветом ревности, и крайняя активность этого чувства проявляется в виде пронизывающих тело темно-красных вспышек гнева.
Но эти нежелательные изменения более чем компенсированы красивым поясом розового цвета, заполняющим большую часть сфероида. Здесь эта характеристика доминирует, и всё астральное тело сияет розовым светом. Под влиянием этого чувства общая тусклость физического тела исчезает, и все цвета, независимо от качеств, которые они обозначают, становятся сияющими и четкими. Жизнь становится интенсивнее во многих аспектах.
Заметим также, что голубой цвет преданности стал значительно чище, а на вершине сфероида появился даже элемент бледно-фиолетового цвета (настолько характер в целом временно возвысился), что означает способность откликаться на высокие и неэгоистичные идеалы. Желтый цвет интеллекта на время совершенно исчез (что, по мнению циников, характерно для влюбленного). Кажется невозможным, что после такого возвышения и устремления к свету человек снова может погрузиться в состояние, изображенное на илл. 6. Но в большинстве случаев именно так и происходит, хотя количество розового цвета в его ауре теперь увеличивается, а сам цвет становится чище. Опыт влюбленности имеет, конечно, большую ценность для Эго и служит толчком к развитию души, хотя может сопровождаться и многими нежелательными элементами.
Сильная и неэгоистичная привязанность ребенка, которую он испытывает ко взрослому, играет большую роль в его развитии, ибо речь идет о чистой благодати без примесей элементов, исходящих из низшей, анимальной природы. Хотя такая привязанность может пройти и со временем поменять свое направление или предмет привязанности, но до тех пор, пока существует, она реально служит благородной цели подготовки астрального тела человека к тому, чтобы лучше ощущать и точнее откликаться на мощные вибрации, ожидающие его в будущем. Для сравнения, может показаться, что от цветка фруктового дерева нет никакой пользы, — на самом деле, он выполняет свою функцию, и не только радует своей красотой, но и дает жизнь новому плоду.
РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Рассмотрим, как некоторые типы характера человека выражаются на уровне более тонких тел. Хороший пример — случай раздражительного человека. Одной из доминирующих характеристик его астрального тела обычно бывает яркая темно-красная полоса, как это видно на илл. 12. Но то, чем оно особенно отличается от астральных тел других людей, — это маленькие ярко-красные пятна, подобные восклицательным знакам, распределенные по всему телу. Эти пятна появляются как следы легких вспышек раздражения по поводу обычных забот повседневной жизни. Каждый раз, когда раздражительный человек дает выход своим чувствам, сердито крича по любому поводу — когда кофе, например, остыл, или он опаздывает на поезд, или его ребенок опрокинул на стол пузырек с чернилами, — маленький ярко-красный проблеск укажет на неконтролируемую эмоцию.
Иногда эти маленькие вестники недисциплинированного характера вылетают наружу, в направлении человека, вызвавшего гнев. Но в большинстве случаев они остаются внутри тела, сохраняясь в астральной материи и создавая картину, подобную изображенной на рисунке. Эти пятна постепенно бледнеют, но их место занимают другие, поскольку раздражительный человек всегда найдет повод для гнева.
СКУПОЙ
Впечатляющий, но, к счастью, довольно редкий вид астрального тела дан на илл. 13. Его фон несколько отличается от обычного фона астрального тела, т.к. преданность отсутствует полностью, а любви намного меньше обычного. Зависть, лживость, хитрость и алчность усилены, но, с другой стороны, очень мало чувственности. Самое выраженное качество — ряд параллельных горизонтальных линий, пересекающих сфероид и создающих впечатление, что человек помещен в клетку. Линии темно-коричневые, цвета обожженной глины (от коричневого до темно-красного) и имеют четкие очертания: сверху — ровные, а внизу постепенно переходят в нечто туманное.
Здесь изображен очень скупой человек, это крайний случай, который не так часто встречается. Возможно, многие люди имеют в своем характере элементы скупости, что выражается усилением цвета алчности и наличием одной или двух поперечных полос в верхней части астрального тела. Редко бывает, чтобы линии заполняли всё тело, как на нашем рисунке. Очевидно, что этот человек закрылся от мира и внешних вибраций. Наверное, таким образом можно избежать некоторых испытаний в жизни, но, вместе с тем, человек становится бесчувственным и по отношению к своим друзьям, он закрыт не только для их любви и поддержки, но и для высших религиозных чувств. "Тюремные решетки" его астрального тела препятствуют проникновению вибраций как внутрь, так и наружу. Он не способен ни на любовь, ни на преданность. Он полностью окутан собственным эгоизмом и не может сделать ничего хорошего людям. В этом состоянии дальнейшее его продвижение невозможно. Похоже, что этот грех — скупость — действует так, что может полностью остановить внутренний рост человека. От скупости очень трудно освободиться, если она завладеет личностью.
ГЛУБОКАЯ ДЕПРЕССИЯ
Астральное тело, изображенное на илл. 14, во многом подобно предыдущему. Здесь вместо коричневых полос — тусклые серые полосы, и общее впечатление еще более мрачное. Кажется, что в этом случае присутствуют и какие-то другие качества — фоном служит обычная окраска астрального тела, — но их затмевает завеса тяжелых пасмурных полос. Наш рисунок изображает человека в состоянии тяжелой депрессии, когда он полностью изолирован, как и скупой. Конечно, существует много промежуточных состояний между таким и здоровым астральным телом. У человека в астральном теле может быть несколько таких полос депрессии, они могут появляться на время. В более легких случаях тяжелое облако депрессии не успевает оформиться в полосы.
Но есть много людей, которые предаются таким чувствам и позволяют туману отчаяния вокруг них окрепнуть до такой степени, что весь мир для них становится черным; такие люди не понимают, что этим они серьезно замедляют собственную эволюцию и упускают многочисленные возможности. При этом они причиняют страдания своим близким, вызывая душевную боль. Ни одно из психических состояний так не передается окружающим, как чувство депрессии. Его вибрации излучаются во все стороны; они ослабляют и "замораживают" (блокируют) каждое астральное тело, которое находится в радиусе их действия, независимо от того, является ли тот, кому это астральное тело принадлежит, воплощенным или нет. Человек, предающийся чувству депрессии, представляет собой препятствие и опасность как для живых, так и для мертвых. В наше время перенапряжения и нервозности трудно не заразиться этими тяжелыми вибрациями.
Столь грозное влияние не действует только на того, кто в какой-то мере понимает смысл жизни, кто смотрит на жизнь разумно, по-философски. К счастью, хорошие влияния распространяются так же легко, как и плохие. Тот, кто достаточно мудр, чтобы быть счастливым, становится источником счастья и для других, настоящим солнцем, излучающим свет и радость вокруг себя, действуя как сотрудник Бога, который есть источник каждой радости. Таким образом, мы все можем помочь разложению мрачных полос депрессии и освобождению от них душ для величественного света Божественной любви.
РЕЛИГИОЗНЫЙ ТИП
Полезно закончить перечень особых случаев астральных тел изучением двух различных типов, сравнивая которые, мы можем многому научиться. Первый из них изображен на илл. 15, можно назвать его религиозным, преданным человеком. Основные его характеристики передаются цветом. Бледная полоса фиолетового цвета обозначает его способность откликаться на высокий идеал. Самая выраженная его характеристика — это необычайно развитый голубой цвет, указывающий на глубокие религиозные чувства. Но, к сожалению, лишь малая его часть представлена чистым, небесно-голубым цветом неэгоистичной преданности. Темный, несколько тусклый оттенок голубого говорит о присутствии желания личной выгоды.
Малое количество желтого цвета свидетельствует об ограниченном интеллекте, который мог бы направить преданность в разумное русло, чтобы избежать бессмысленной приверженности, не допустить фанатизма. Этот человек обладает привязанностью и умением приспосабливаться, но эти качества — не очень высокого уровня. Проявленной чувственности больше, чем у обычного человека; кроме того, четко выражены лживость и эгоизм. Интересно, что религиозный склад часто сочетается с крайней чувственностью. Это может быть свидетельством скрытой связи между ними; видимо, и то, и другое характерно для человека, который в первую очередь живет своими чувствами и эмоциями. Чувства владеют им, вместо того, чтобы он разумно ими управлял. Обратите внимание на неравномерное распределение цветов и нечеткость их контуров. Цвета переливаются один в другой, нет четких линий разграничения, что также говорит о путанности представлений религиозного человека.
В данном случае, как и в других, описанных в этой главе, мы изучаем варианты обычного человека. Значит, речь идет об астральном теле обычного, не слишком интеллектуального религиозного человека, а не о теле развитого религиозного человека, преданность которого является результатом полного понимания, — иными словами, где религиозностью управляет разум.
НАУЧНЫЙ ТИП
Наблюдатель, наверное, будет удивлен контрастом между телами религиозного и научного типа (илл. 16). На илл. 15 мы видели, что основные характеристики этого человека — преданность и чувственность при малом интеллекте. На илл. 16 преданность вообще отсутствует, чувственности меньше, чем обычно, зато интеллект сверхразвит. Любовь и умение приспосабливаться — в малом количестве и низкого качества, их затемняет интеллектуальное развитие, а сам человек еще недостаточно развит, чтобы в равной мере обладать этими качествами в высших формах. Много эгоизма и алчности, а также ревности. Основное, что характеризует этого человека — преобладание золотисто-желтого цвета, указывающее на хорошо развитый ум, направленный, в первую очередь, на приобретение знаний. Большой светло-оранжевый конус, поднимающийся внутри желтого цвета, указывает на гордость и амбиции, связанные со знаниями, но присутствие в нем желтого говорит о том, что интеллект не направлен на достижение эгоистичных целей полностью.
Следует заметить, что научный и упорядоченный ум сильно влияет на распределение основных астральных цветов. Они оформляются в правильные полосы с более четкими, по сравнению с предыдущим рисунком, границами.
Очевидно, что тела, изображенные на илл. 15 и 16, являются примерами однобокого развития. Каждое из них имеет свои достоинства и явно выраженные слабости. А теперь мы перейдем к изучению тела развитого человека, обладающего теми же качествами, но гораздо более развитыми и хорошо уравновешенными, так что каждое из них дополняет и укрепляет другое вместо того, чтобы доминировать и заглушать.
Глава XIX
РАЗВИТЫЙ ЧЕЛОВЕК
Само понятие развитости очень относительно, поэтому следует объяснить, что под этим подразумевается. Тела, изображенные под этим названием, соответствуют любому человеку, обладающему чистым разумом, окончательно определившемуся и стремящемуся к "тому, что наверху", а не к "тому, что внизу". Тем не менее, это не тот человек, который уже многое прошел на пути к адептству, поскольку в таком случае разница как в размерах, так и в их соотношении была бы более существенна. Но, всё-таки, по характеру изображения тел можно сказать, что речь идет о человеке, ищущем истину, о человеке, который поднялся над чисто земными интересами и живет определенным идеалом. Среди подобных людей есть такие, которые больше развиты в том или ином направлении. Данный рисунок изображает тело, более-менее равномерно распределенное по всем направлениям; это тело человека, равномерно развитого во всех аспектах, соответствующее большинству людей этого уровня.
Иллюстрация 17. Каузальное тело (развитой человек)
Рассмотрим илл. 17, на которой изображено каузальное тело развитого человека. Сравнивая его с илл. 1 и илл. 4, мы заметим, что человек значительно продвинулся, и это отразилось на виде его тела. У человека развились многие прекрасные качества, о чем свидетельствует появившаяся большая оболочка, расцвеченная возникшими чарующими цветами, которые выражают высшие формы любви, преданности, сочувствия, а также тонкий, одухотворенный разум и стремление к Божественному. Процитируем по этому поводу отрывок из книги "Ментальный план" (Devachanic Plane) из серии написанных мною пособий:
"...Оно (тело) соткано из очень тонкой и нежной материи, невероятно подвижной и пульсирующей живым огнем. В процессе своей эволюции каузальное тело превращается в сияющую сферу сверкающих цветов, вибрации которых, подобно волнам, меняющим оттенки, растекаются по её поверхности. Это цвета, о которых мы ничего не знаем, — они настолько мягкие, светящиеся и теплые, что их невозможно описать словами. Представьте себе цвета при закате солнца в Египте и добавьте к этому мягкость английского неба в сумерки; возвысьте всё это настолько, насколько представленное вами отличается от цветов детских карандашей, и даже тогда это не будет соответствовать красоте этих светящихся сфер, которые видит ясновидящий, выходя за рамки всех ограничений нашего мира.
Все каузальные тела наполнены живым огнем еще более высокого уровня, с которым сфероид тела связан вибрирующей нитью интенсивного света, что напоминает слова из книги "Дзиан": "Искра Фохата, нитью тончайшей с пламенем соединенная". По мере своего роста душа способна принимать всё больше и больше света из неисчерпаемого океана Божественного Духа, изливающегося через эту нить, подобную каналу; душа расширяется и открывает дорогу приливу, напоминая воронку, связывающую небо и землю; лучше даже сказать, что она подобна сфере, через которую течет и пульсирует родник, и так будет продолжаться до тех пор, пока не покажется, что каузальное тело стало единым с приходящим светом. Об этом говорят стихи из той же книги "Дзиан": "От Перворожденного Нить между Молчаливым Свидетелем и его Тенью становится крепче и более блистающей с каждой Сменою... Утренний солнечный Свет преобразился в сияние Полдня..."Ныне, это твое Колесо", — сказало Пламя Искре. — "Ты — Я, мое Подобие и моя Тень. Я сам облекся в тебя, и ты мой вахана,* до Дня "Будь с Нами", когда ты снова станешь мною и другими, собою и мною".
__________
* Проводник или носитель — прим. ред.
Насколько безнадежна попытка изобразить это сияние на бумаге! Всё-таки
наш художник нашел способ передать ощущение того, что никакая кисть не может
воспроизвести. Несмотря на то, что любое физическое изображение далеко от
трансцендентальной реальности, оно хотя бы дает воображению исходные точки, на
основании которых можно составить представление о ней.
Нельзя не упомянуть одно из самых прекрасных качеств развитого человека — его способность быть проводником (или каналом) Высшей Силы. Мы видим, что из его каузального тела исходят в разных направлениях лучи этой Силы. Неэгоистичный подход, готовность помогать и отдавать позволяют Божественной энергии сойти непосредственно на него, и через него дойти до многих, до тех, кто еще недостаточно силен для прямой связи. Корона сияющих искр, венчающая верхнюю часть тела, свидетельствует об активности духовных устремлений. Она придает облику человека красоту и достоинство. Это сияние непрерывно исходит из каузального тела человека, независимо от того, чем он занят на физическом плане. С того момента, когда душа человека пробудилась и начала понимать то, что касается её собственной природы и связи с Божественным, она, находясь на своем уровне, устремлена вверх, к источнику, от которого произошла (независимо от вида деятельности, на которую она может вдохновлять на более низких уровнях). Никогда не надо забывать о том, что даже самая благородная личность может являться лишь малым и частичным выражением Высшего Я; чем более пробужден человек, тем шире раскрываются перед ним неограниченные возможности, которые в течение этой ограниченной физической жизни невозможно представить.
Именно этот восходящий луч духовных устремлений, оформляющий величественную корону развитого человека, сам по себе и есть канал, через который нисходит Божественная энергия; тем больше благодать, нисходящая с небес, чем сильнее и полнее это стремление.
МЕНТАЛЬНОЕ ТЕЛО РАЗВИТОГО ЧЕЛОВЕКА
Изучая развитого человека, наблюдатель, несомненно, заметит, что тела здесь не только лучше и тоньше, чем у ранее представленных типов людей, но и более подобны между собой. Учитывая разницу, существующую между тем, что можем назвать октавами цветов (разницу между оттенками, передающими высшие и низшие уровни ментального плана), илл. 18 будет почти репродукцией илл. 17. Подобие между илл.18 и илл. 19 бывает еще более выражено, хотя, сравнивая их, мы должны помнить, что астральные цвета относятся к октаве, отличающейся от октавы низшего ментала.
Кроме того, полезно сравнить илл. 18, 5 и 2, чтобы увидеть, как проявляется на ментальном теле эволюция человека, и чем отличается ментальное тело примитивного человека от ментального тела неэгоистичного человека. Исследуя этот вопрос, заметим, что исчезли полностью гордыня, гневливость и эгоизм, а остальные цвета не просто заняли больше пространства, заполнив весь овал, но и приобрели другой оттенок, создавая иное впечатление. Каждый цвет стал тоньше, нежнее, т.к. исчезла любая мысль о себе; кроме того, появился чистый фиолетовый цвет с золотыми искорками, что говорит о приобретении новых и лучших качеств. Энергия, исходящая сверху, из каузального тела, действует и через ментальное тело, хотя с меньшей силой. В целом, это красивое ментальное тело хорошо развито, что говорит о возможности быстрого продвижения по пути, когда наступит подходящее время.
АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО РАЗВИТОГО ЧЕЛОВЕКА
Сразу заметно, что астральное тело (илл. 19) очень напоминает ментальное. На самом деле, оно представляет собой нечто большее, чем простое отражение ментала на более грубой материи астральной плоскости. Это говорит о том, что человек держит свои желания под полным контролем разума, уже нет диких всплесков эмоций, которые легко могли бы его унести с прочного фундамента разума. Конечно, он еще раздражается, ему знакомы разные мешающие (нежелательные) стремления, но теперь у него достаточно знания и понимания, чтобы сражаться против таких проявлений (вместо того, чтобы сразу им уступать). Эти желания могут ненадолго изменить астральное тело, но подобные перемены не оставляют за собой необратимых или длительных следов, т.к. здесь доминируют вибрации высших качеств человека.
В последующей фазе развития ментальное тело точно так же становится отражением каузального, ибо человек приобретает способность следовать только импульсам Высшего Я, согласуя с ними веления разума. Этот рисунок иллюстрирует интересный факт, связанный с природой желтого цвета, обозначающего интеллект. Этот цвет, когда он присутствует в сфероиде, всегда занимает верхнюю часть, возле головы. Это объясняет причину возникновения идеи нимба, или сияния вокруг головы святого: желтый цвет — самый заметный цвет астрального тела, и человеку, который близок к раскрытию способности видения, проще всего увидеть именно его. Этот цвет иногда можно заметить, даже не владея астральным зрением, у развитых людей, поглощенных своим делом, требующим умственного усилия, — при чтении лекции или проповеди, когда ум полностью занят, и желтый цвет выражен более интенсивно. В некоторых случаях желтый цвет преодолевал грань, разделяющую астральное тело и физическое, и тогда его замечали многие люди, не обладавшие никакими другими способностями, кроме обычного физического зрения. Речь идет не о том, что астральная вибрация сама переходила границу, отделяющую ее от физической плоскости, но она становилась сильнее обычной и посредством резонанса вызывала ответные вибрации более грубой и тяжелой материи физического плана. Несомненно, что наши средневековые художники обрели идею ореола, или сияния вокруг головы у святых, либо наблюдая это явление, либо следуя традиции, сохранившей отголоски знания мудрецов, обладавших ясновидением. Можем вспомнить, что в нимб Христа обычно вписан крест — это не выходит из границ возможного, с точки зрения оккультных исследований, т.к. в аурах сильно развитых людей часто замечались различные геометрические фигуры, которые обозначали определенные возвышенные мысли. Примеры таких изображений можно найти в моей книге "Мыслеформы" (Thought Forms).
Ученику было бы полезно внимательно сравнить рисунки. Во-первых, нужно исследовать каждое каузальное тело по отношению к ментальному и астральному телам, которые являются его частичным выражением, чтобы понять связь между разными телами. Во-вторых, надо сравнить астральные тела, изображенные на илл. 3, 6 и 19, чтобы понять, как проявляется продвижение человека в теле желаний, которое больше остальных доступно ясновидению и которое обычный психически развитый человек только и может видеть. Также следует сравнить илл. 2, 5, 18 с илл. 1, 4, 17, чтобы изучить влияние эволюции на высшие тела человека.
Среди теософической литературы есть много книг, исследующих другие аспекты эволюции. В них можно найти перечисление всех моральных качеств, необходимых на различных ее фазах. Это интересная тема, но она выходит за рамки нашей небольшой работы. Желающие узнать побольше могут посмотреть мою книгу "Невидимые помощники" (Invisible Helpers) главы XIX—XX, прочитать книги "В преддверии храма" (In the outer court) и "Путь ученичества" (Path of Discipleship) Анни Безант.
Из этих произведений можно получить представление не только об условиях роста, но и о конечной цели, величественном будущем, которое ожидает нас, если выполним все необходимые условия, — когда после многих воплощений в этом мире, в конце концов, выучим все уроки, которые должны усвоить в физической жизни. Тогда мы обретем "воскрешение из мертвых", о котором так мечтал Св. Павел, ибо освободимся и от смерти, и от рождения, выйдем из круга необходимости. Мы станем навсегда свободны, чтобы помогать нашим братьям идти по Пути, который сами преодолели; помочь им приобрести Свет и стать победителями, подобными нам самим. Эта цель ждет каждого человека независимо от возраста; достижение цели — лишь вопрос времени. Нет сомнения в "спасении" человека, ибо единственное, от чего надо спастись, — это от собственного неведения и заблуждения; мы не можем говорить о вечной надежде по отношению к человеку, но говорим о вечной уверенности. Все достигнут этой цели, ибо это воля Бога, и это единственная цель и смысл, ради которых Он сотворил человека. Даже ныне мир продвигается, становится сильнее: утренний восход солнца несомненно придет к Славе полудня. Даже самое острое зрение не может видеть конца поля роста, которое раскрывается перед человеком. Знаем лишь, что оно простирается до неописуемых, безграничных и божественных красот.
Глава XX
АУРА ЗДОРОВЬЯ
До сих пор мы занимались исключительно телами человека, относящимися к высшими планам. Но исследование не будет полным, если не упомянуть о более тонких подуровнях физической материи, которые при ясновидении замечаем как часть ауры человека. Большая часть этой материи находится в эфирном состоянии, оформляя так называемого "эфирного двойника". Это не отдельное тело, а лишь часть физического. Для ясновидящего "эфирный двойник" выглядит как бледно-светящееся туманное сгущение фиолетового цвета, которое пронизывает более плотное физическое тело и несколько выходит за его пределы (как это показано на илл. 20, 21). Эфирная материя связывает астральное тело с физическим и играет важную роль носителя жизненной силы на физическом уровне. Эта жизненная сила исходит от Солнца, являющегося источником любой жизни — как скрытой, так и проявленной в мире, — обеспечивая ее светом и теплом.
Иллюстрация 20 Иллюстрация 21
Ауры здорового и больного человека
Атмосфера Земли всегда наполнена этой энергией, которая особенно активна при палящем солнце. Человек живет, лишь впитывая эту энергию, что является основной функцией эфирной части органа, называемого селезенкой. Этот орган обладает чудесной способностью трансмутировать энергию. Проходя через селезенку, энергия приобретает другую форму.
__________
* Подробнее об этом говорится в книге автора
"Чакры" — прим. ред.
Сама энергия, разумеется, невидима, как и все формы энергии вообще.
Но, находясь в атмосфере, она образует миллионы мелких и очень активных частиц.
Попадая в тело человека через селезенку, они приобретают красивый бледно-розовый
цвет и непрерывно движутся вокруг человека и сквозь него, вдоль нервов, подобно
тому, как частицы крови перемещаются по венам и артериям. Центром кругооборота
энергии в человеке является мозг. На иллюстрациях изображена общая схема этого
движения, но, конечно, ее нельзя считать точной схемой нервной системы.
Очевидно, это движение необходимо для правильного функционирования нервной системы, поскольку при его отсутствии утрачиваются все ощущения. Мы знаем, что обмороженная рука не чувствует прикосновения; причиной этого является прекращение течения через нее жизненной силы. Можно предположить, что это произошло из-за остановки циркуляции крови, но те, кто изучал месмеризм, знают, что в одном из экспериментов подобная нечувствительность в руке вызывается влиянием магнетизма. При этом не нарушается циркуляция крови, т.к. рука остается теплой, но прерывается циркуляция "жизненного флюида" и происходит его замена флюидом магнетизера. Нервы субъекта присутствуют на физическом уровне и вполне работоспособны, но не выполняют своей основной функции: нарушается связь с мозгом, т.к. оживляющий их флюид контролируется мозгом магнетизера.
У здорового человека селезенка хорошо исполняет свою функцию: жизненной энергии много, и она излучается во всех направлениях. Следовательно, совершенно здоровый человек не только может преднамеренно передать часть энергии другим, но и постоянно делает это неосознанно. С другой стороны, человек, который из-за физической слабости или по другим причинам не может трансмутировать для себя достаточного количества жизненной энергии, иногда неосознанно действует как губка, впитывая уже трансформированную энергию любого чувствительного человека, вошедшего с ним в контакт, делая это для собственного блага, но часто в ущерб другому. Вероятно, многие это испытали это на себе, замечая появившуюся усталость и слабость после посещения какого-то знакомого. Подобную слабость часто испытывают люди, присутствующие на спиритических сеансах, если они не приняли мер безопасности против происходящего при этом оттока жизненной энергии.
Это излучение влияет на форму того, что мы называем физической частью ауры человека. Хорошо известно, что мелкие частицы физической материи постоянно покидают тело человека (с потом или другими способами) и видны ясновидящим как слабый серый туман. Часто эти частицы представляют собой кристаллы, тогда их видно как правильные геометрические формы (например, мелкие кубики хлористого натрия, или поваренной соли, как самые распространенные). Эту полностью физическую часть ауры человека иногда называют "аурой здоровья", потому что ее состояние зависит от здоровья человека. По цвету она бледная, голубовато-белая, почти прозрачная; кажется, что в ней множество линий, равномерно исходящих из тела в разных направлениях. Это обычное состояние совершенно здорового тела. Линии отделены друг от друга, упорядочены и расположены относительно параллельно, насколько это допускает сияние. В случае болезни картина изменяется, вблизи пораженной части линии искривляются, становятся неупорядоченными, направленными в разные стороны или повисают, подобно стеблю увядшего цветка.
Причина столь странного вида ауры здоровья интересна сама по себе. Мы считаем, что ровность и параллельность линий ауры здоровья вызвана постоянным излучением жизненной энергии здоровым телом. В случае приостановки излучения линии переходят в вышеупомянутое хаотическое состояние. В процессе выздоровления происходит восстановление нормального излучения жизненной энергии, а с ним и упорядочивание линий ауры здоровья. Пока эти линии ровные, твердо очерченные, и пока энергия постоянно циркулирует между ними, организм человека почти полностью защищен от неблагоприятных физических влияний (какими могут быть носители болезни): жизненная энергия, исходящая из тела, отталкивает их. Но в случае ранений, повреждений, слабости, усталости, неупорядоченной жизни или душевной депрессии происходит ослабление излучения; система защиты становится слишком слабой, и носители болезни легко проникают в организм.
Следует упомянуть, что усилием воли можно остановить излучение жизненности на конце линий и таким образом построить защиту типа стены или панциря, непроницаемую для носителей болезней. Еще немного усилий — и непроницаемость распространится на другие виды воздействий, астральной или ментальной природы. Защита будет действовать, пока существует усилие.
Изображение этой ауры в случаях болезни и здоровья дано на илл. 20 и 21. Нужно помнить, что она почти бесцветна. Поскольку ее составляет физическая материя, казалось бы, ее легче увидеть, чем астральную часть ауры, но это не так. Из-за богатства цветов и подвижности астральную ауру легче заметить, чем ауру здоровья.
Глава XXI
КАУЗАЛЬНОЕ ТЕЛО АДЕПТА
Иллюстрации, представленные в этой книге, наверное, многое объяснят и дадут пищу для размышления тем, кто пока не может видеть ни одно из высших тел человека. Именно с такой целью и написана эта книга. Те, кто может видеть эти тела, несомненно, согласятся, отдавая должное умению и мастерству художника, что даже самый низкий из сверхфизических уровней в принципе невозможно как следует изобразить на бумаге или полотне. В таком случае, еще более безнадежной покажется попытка изобразить адепта — человека, осуществившего цель человечества; того, кто стал больше, чем человек.
В случае адепта каузальное тело сильно увеличивается в размере и излучает сияние, подобное солнечному, величественную красоту которого невозможно представить. Нет слов, которые могли бы описать чудесные формы и цвета, ибо в нашем языке нет подходящих выражений для запредельных областей. Изучение этого тела представляет собой отдельную тему, которая недоступна пониманию людей, если они не идут по Пути.
Тем не менее, можно заметить, что каузальное тело адепта не только намного больше тела обычного человека, но и цвета его распределены по-другому. Здесь уже нет движения цвета в клубящихся облаках. Цвета распределены в больших концентричных сферах и одновременно пронизаны лучами живого света, исходящими от самого адепта. Распределение цветов зависит от типа адепта, поэтому некоторые цвета могут быть более ярко выражены. Хотя изучаемый вопрос очень мало известен, на удивление, есть традиции, говорящие в пользу вышеизложенного, как например, охранившиеся многочисленные грубые изображения лика Будды на стенах храмов Цейлона. На этих картинах изображен Великий Учитель, окруженный аурой. Как ни странно, хотя раскраска и общий вид достаточно схематичны — то же относится и к самим изображениям, — речь идет о грубом и материальном изображении каузального тела того типа адептов, к которым относится Будда. На некоторых из этих примитивных рисунков изображены и линии ауры здоровья.
Хотя невозможно изобразить каузальное тело Великих Учителей, было бы полезно рассмотреть некоторые элементы, касающиеся размера и вида этого тела в случае их наиболее продвинутых учеников, достигших четвертой степени Пути, называемой в восточных книгах степенью архата (См. книгу "Невидимые помощники"). Такая попытка представлена на илл. 22, но, чтобы её уточнить, необходимо воображение, развитое больше обычного, т.к. цвета каузального тела обладают двумя качествами, которые трудно совместить, когда речь идет о физическом плане. Они намного нежнее и прозрачнее, чем любые, о которых до сих пор шла речь, и в то же время намного плотнее, светлее и ярче. До тех пор, пока мы не научимся рисовать огнем вместо обычных красок, оказываемся перед дилеммой, какой из этих двух аспектов предпочесть: если стараться передать глубину и богатство какого-то цвета, краска должна быть густой и плотной, а если пытаться передать ее удивительную прозрачность и сияние, то потеряем силу цвета, столь характерную для этой величественной реальности.
Иллюстрация 22. Каузальное тело архата
Если в предыдущих примерах каузальных тел мы старались донести их прозрачность, то здесь попробуем изобразить глубину цветов, их распределение и относительный размер. Соотношение размеров можно выдержать, лишь уменьшив в несколько раз размер физического тела. Если сохранять прежний размер, то каузальное тело архата пришлось бы изображать величиной в несколько метров в длину и ширину. В силу этого фактора мы вынуждены в несколько раз уменьшить контуры физического тела, чтобы каузальное тело было с ним соразмерно. И даже тогда рисунок можно воспринимать только как вспомогательное средство, как стимул, помогающий нам мысленно представить образ, во многом превосходящий простое физическое изображение.
Рассматривая рисунок, мы сразу же можем заметить развитость высших форм разума, любви и преданности, богатство сострадания и высшую духовность, о которой говорит луч божественного влияния, уже замеченный на илл. 17. Здесь он сильнее выражен, поскольку человек стал почти совершенным проводником Жизни и энергии Логоса. Сияние, исходящее от адепта, не только белого цвета, все цвета радуги играют вокруг него, переливаясь, как перламутр. Оно содержит нечто, усиливающее возвышенные качества любого человека, который к нему приближается. Это значит, что никто не входит в сферу его влияния без того, чтобы стать лучше. Архат освещает всё вокруг себя, подобно Солнцу, ибо он сам, как Солнце, стал проявлением Логоса.
Его ментальное и астральное тела уже утрачивают обычно присущие им цвета. Они полностью отражают каузальное тело в той степени, насколько их нижние октавы могут его выразить. Они имеют красивое, переливающееся перламутром сияние, которое невозможно передать.
Будем надеяться, что наше исследование высших тел будет полезным хотя бы в одном: оно может помочь нам понять, что истинного Человека изображает его каузальное тело, а не сосредоточенная в центре физическая материя, которой мы придаем больше значения, чем она того заслуживает. Истинного человека — внутреннюю божественную Троицу — мы не можем видеть, но чем больше наши знания и способность видеть, тем ближе мы к тому, что покрыто вуалью; если каузальное тело ныне и самое высокое из тех, что мы регистрируем, оно и более точно представляет настоящего человека, ныне недоступного нашему взгляду. Глядя на него с низшего ментального уровня, мы, естественно, увидим лишь ту его часть, которую можно выразить ментальным телом. Изучая человека на астральном плане, мы заметим, что он покрыт дополнительной вуалью и что взгляду доступна лишь низшая часть, которая проявляется через тело желаний. Здесь, на физическом уровне, мы находимся в еще более сложном положении, т.к. истинный человек сокрыт еще глубже, чем когда бы то ни было.
Зная всё это о человеке, мы можем лучше понять то, что он выше и больше того, что доступно нашему физическому зрению. В непроявленном виде человек несет в себе высшие возможности. Указывая на его лучшую сторону, мы можем её пробудить и способствовать её проявлению. Изучив человека, каков он есть на самом деле, мы легче проникнем через плотную физическую вуаль и ощутим реальность, которая за ней скрывается. Возможно, мы будем больше верить в человека и его сущность, понимая, что она является частью божественной сущности. Таким образом, мы будем в состоянии помочь человеку-другу, так как уже приобрели уверенность, что мы и он — одно целое.
Если от нас исходит божественный свет, то он дан для того, чтобы поделиться им с другими; если мы поднялись на ступеньку выше, то это только ради того, чтобы протянуть руку помощи. Чем лучше мы понимаем величественный план эволюции, внешнюю сторону которого изучали, тем лучше поймём цель самопожертвования Логоса. Эта цель прекрасна, совершенна и недоступна нашему воображению. Понять этот план и узнать цель — значит быть навсегда преданным его осуществлению. Понять — значит проникнуться им, стать единым с ним, даже исполняя скромную роль. Тот, кто трудится с Богом ради Вечности, а не ради преходящего, знает, что его труд во всех эонах, которые придут, никогда не будет напрасным.