Perpetuum mobile
Сергей Маслов
From: maslov_s@geocities.com
x x x
НОВЫЙ
ТЯНИТОЛКАЙ
__________________________________________________________________
Маслов С. В. PERPETUUM MOBILE. НОВЫЙ ТЯНИТОЛКАЙ.-М: ИЦА, 1996. -
128 с., илл.
В этой книге на основе большого литературного и фактического мате-
риала, утверждается значение астрологии как естественной и традици-
онной основы миропонимания.
В "Perpetuum Mobile" предложена основанная на астрологической симво-
лике "двенадцатеричная логика" - достаточно простой и вместе с тем
универсальный способ описания различных явлений. Эта часть книги
предполагает знакомство читателей с основами астрологии.
"Новый Тянитолкай" не требует знания астрологии. Эта работа посвяще-
на планетарной символике человеческого тела и адресована самому ши-
рокому кругу читателей.
copyright Академия Астрологии, 1996
copyright Маслов С. В., 1996
copyright Маслов С. В. Оформление, 1996
copyright М.: ИЦА, 1996
__________________________________________________________________
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книгу Сергея Маслова "Perpetuum Mobile. Новый Тянитолкай" я прочел
не отрываясь - она читается как увлекательная повесть. Хотя я зани-
маюсь астрологией много лет, перечитал массу астрологической литера-
туры, - но в этой книге я обнаружил для себя много нового и инте-
ресного. В первую очередь это соотнесение структуры Солнечной систе-
мы с пространственной геометрией человеческого тела в статике и в
динамике. Здесь астрология оживает и символы астрологического языка
становятся почти осязаемыми.
Не менее интересен раздел, посвященный оккультным основаниям астро-
логии. Как того требует настоящий оккультный подход, автор не огра-
ничивается чисто схоластической логикой и интеллектуальными спекуля-
циями. Он основывает свои выводы на широком спектре фактов и совре-
менных - в том числе научных - знаний.
И стиль изложения, и логика мышления, и насыщенность информацией, и
обоснованность - все это выделяет книгу на фоне массовой, довольно
серой околоастрологической литературы.
Читать работу приятно - она написана очень хорошим, живым, образным
языком. Можно поздравить автора с несомненной удачей, особенно если
учесть, что это - литературный дебют.
Ректор Академии Астрологии,
Доктор Астрологии .........................../ Левин М. Б./
___________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ:
1. PERPETUUM MOBILE
2. НОВЫЙ ТЯНИТОЛКАЙ
3. ПРИЛОЖЕНИЯ
___________________________________________________________________
Маслов С. В.
PERPETUUM MOBILE
___________________________________________________________________
1 PERPETUUM MOBILE
2 БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ АСТРОЛОГИИ
3 ДВОЙКА: ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ
4 ЧЕТВЕРКА: ЦИКЛ СТИХИЙ
5 ТРОЙКА
6 ДВЕНАДЦАТЬ: ТРИ СТАДИИ ЦИКЛА СТИХИЙ
7 НАЧАЛО ОТСЧЕТА
8 АСПЕКТЫ
1. Аспекты огня с землей
2. Аспекты Огня с Водой
3. Аспекты Огня с Воздухом
9 СЕМЕРКА
10 ТРИ УРОВНЯ В ПЛАНЕТНОМ ОПИСАНИИ МИРА
11 ИСТОЧНИКИ
__________________________________________________________________
PERPETUUM MOBILE
Вечный Двигатель, Уроборос - сказочный змей, кусающий свой соб-
ственный хвост, - символ необходимости и, одновременно, - невоз-
можности понять мир и его эволюцию, не пользуясь искусственными
точками опоры. "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!.." Но мир
находится в непрестанном вращении - и при этом без какой-либо точ-
ки опоры. Философия тщетно пытается найти конечные причины при
помощи науки, ведь наука может ответить лишь на вопрос: "Как?", а
философия спрашивает: "Почему?". В своих поисках Основы Основ
философия либо оказывается над бездной небытия и бессмысленности,
либо приходит к Богу. Но и Бог - не ответ на вопрос философа о пер-
вопричине, Бог - ответ на вопрос верующего, а верующий и философ
- две большие разницы, даже если соединены они в одном человеке.
Поэтому единственным выходом для ищущего причин разума может
быть замыкание на себя цепи причин и следствий - попытка поймать
собственный хвост. Примером такого миропонимания может служить
древняя модель циклического Времени: "все возвращается на круги
своя". К сожалению, эта модель не может удовлетворить современного
человека, так как она статична, отрицает становление, а значит, и само
Время (в его нынешнем понимании).
Нам не удастся найти ответ во внешнем мире - его придется искать в
самом вопросе. Как ни удивительно, но самыми субъективными наука-
ми XX века стали самые объективные - физика и астрономия. Именно
они, дойдя до предела объективности, столкнулись с необъяснимым -
с безразмерными константами, то есть просто с числами, играющими
решающую роль в уравнениях, описывающих свойства Вселенной. Не-
объяснимым (или, наоборот, все объясняющим - смотря как подойти)
было то, что эти константы имели по непонятной причине именно та-
кие числовые значения, которые обеспечивали саму возможность суще-
ствования обитаемых миров и человека (или другого существа, способ-
ного задавать какие-либо вопросы). Так в недрах физики и астрономии
зародилось то, что назвали Антропным принципом. Антропный прин-
цип фактически на все человеческие "Почему-мир-устроен-именно-
так-а-не-иначе?" отвечает: "А-если-бы-иначе-то-некому-было-бы-
спрашивать!"
...Итак, мы на новом уровне и с новым пониманием того, что теперь уж
не отвертеться, возвращаемся к избитой формуле: "Познай самого се-
бя!" И, исходя из требования Антропного принципа к Вселенной быть
домом для человека, можно попытаться найти решение обратной зада-
чи - а что в человеке требует от Вселенной именно таких условий для
его существования, то есть - что делает человека человеком, что это
вообще такое - человек? Эта связка: "Вселенная - Антропный прин-
цип - Человек" может указать путь к одновременному (а иначе не по-
лучится) решению вопросов: "Что такое пространство?", "Что такое
время?", "Что такое человек?" - и им подобных. Кстати, Эренфест,
следуя здесь за Кантом, довольно убедительно показал, что именно
трехмерное, а не какое-либо иное пространство удовлетворяет Антроп-
ному принципу, так как лишь в трехмерном пространстве возможны
стабильные планетарные системы (или другие, устроенные по тому же
принципу - интегрирующий Центр и обращающиеся вокруг него пе-
риферические элементы). Трехмерность не только и не столько косвен-
но удовлетворяет Антропному принципу, предоставляя человеку для
обитания планету с обогревающим ее Солнцем. Трехмерность напря-
мую связана с возможностью существования человека как индивиду-
ального, концентрического существа - аналога Солнечной системы.
Именно этот индивидуальный, солнечный, эгоцентрический принцип
мы и положим в основу определения понятия "человек". Для нас чело-
век - это прежде всего "точка зрения", позиция, начало отсчета: назад
- в дочеловеческое и вперед - в надчеловеческое. Исходя из такого
понимания человека, мы попытаемся помочь Уроборосу покрепче ух-
ватить себя за хвост, попробуем смастерить свой Вечный Двигатель.
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ АСТРОЛОГИИ
Первый принцип - изначальное Единство Мира. Реально сущест-
вующим признается только Мир как целое (в отличие, скажем от науки,
которая оперирует лишь с искусственно выделенными системами и
объектами). Все, что порождается делением мира на составные части,
обладает условной реальностью - все это реально до тех пор, пока мы
помним о Единстве. Из принципа Единства вытекают, через его услож-
нение, остальные принципы: Подобия, Иерархии и Целостности.
Принцип Подобия утверждает, что части, полученные при делении
Единого, с необходимостью будут подобны друг другу (форма этого
подобия следует из способа, каким мы поделили Мир). Самые общие
деления Мира - внешнее и внутреннее, верх и низ и тому подобное.
"Что находится внизу, тождественно с тем, что находится вверху, и
обратно, то, что находится наверху, тождественно с тем, что находится
внизу, и все чудеса происходят по одному закону", - гласит "Tabula
Smaragdina". Это представление носит название закона Аналогии.
Принцип Иерархии говорит о том, что в устройстве Мира можно вы-
делить последовательную систему уровней или планов бытия. Относи-
тельно каждого уровня можно определить свои верхний и нижний
уровни - то есть, находясь на каждом уровне бытия, мы, вместе с тем,
принадлежим и еще двум уровням - предыдущему и последующему.
Закон, связывающий уровни: целое предыдущего уровня является эле-
ментом последующего. Для примера - человек (биологический орга-
низм) состоит из клеток, но не сводится к их сумме; общество
(социальный организм) состоит из людей, но также не сводится к их
сумме. Таким образом, человек, помимо индивидуального уровня, во-
влечен в биологический (то, из чего он состоит) и социальный (как со-
ставная часть) уровни. Такое представление мы встречаем практически
во всех "диалектических" учениях - начиная от традиционных и за-
канчивая марксизмом (формы движения материи).
Принцип Целостности говорит о том, что принципы Подобия и Ие-
рархии управляют лишь Целостными явлениями, которые в каком-то
смысле равнозначны Миру в целом (самый привычный образ: человек
как микрокосм).
ДВОЙКА: ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ
Главным достижением современной науки и основной особенностью,
выделяющей ее среди других видов знания, является привязанность к
одному определенному уровню бытия, одной системе координат. Это
как бы изображение мира в прямой перспективе - то есть взгляд из
одной конкретной точки. Каждый план бытия состоит из элементов,
присущих этому плану, и законов, связывающих эти элементы. Наука
должна строго определить, что является элементом, атомом в ее описа-
нии мира, и установить законы. Такой способ познания дает ответ на
вопросы "Что?", "Как?", "По каким законам?". Знание, не выходящее за
пределы одного уровня, мы здесь будем называть "горизонтальным".
На вопросы "Почему?" (например: "Почему тела притягивают друг
друга?") наука принципиально не отвечает. А если отвечает, то либо
ответ является тавтологией (поскольку в неявном виде содержится в
исходных предпосылках или аксиомах), либо наука перестает быть чис-
той наукой и заползает на чужую территорию, используя прием редук-
ционизма - объяснения более высокого плана более низким. Так, пси-
холог может попытаться объяснить плохое настроение несварением
желудка, или историк может объяснять войну стремлением полковод-
цев к славе, а солдат к наживе. Редукционизм - следствие слабости,
бессознательная попытка уйти от решения проблем своей науки. Но
если попытка объяснения одним уровнем бытия другого делается соз-
нательно на основе закона аналогии и без сведения (редукции) высшего
уровня к низшему, то она имеет полное право на существование. Одна-
ко это уже не научное мышление, а символическое. Символ (от грече-
ского слова sumballo - связываю, составляю, соединяю) - то, что
связывает по закону аналогии разные планы бытия. Символ устанавли-
вает вертикальные связи между горизонтальными планами. Это пред-
ставление будет основополагающим в нашей работе. Итак, первое и
главное разделение мира - на вертикальное и горизонтальное.
Поскольку классическая наука, занимающаяся горизонтальной состав-
ляющей бытия, прочно утвердилась в миропонимании последних веков,
мы уделим некоторое внимание вертикальной составляющей, которая
остается в тени современного представления о мире. Проблемами вер-
тикальных связей обычно занимаются философы, следующие традици-
ям символизма. Мне близки взгляды таких мыслителей, как Плотин,
Шопенгауэр, Шпенглер, Карсавин, Флоренский, Эрн, Башляр. У этих
авторов мы видим раскрытие идеи "вертикального" движения, не сво-
димого к простым и обратимым перемещениям в горизонтальных пла-
нах. Так, например, Эрн в "Идее катастрофического прогресса" выделя-
ет движения "прерывные" и "непрерывные" (соответствующие нашим
вертикальным и горизонтальным). Непрерывные движения, по Эрну,
"будучи, по существу, эмпирическими, подчиняются условиям времени
и пространства, обусловлены законом причинности, принадлежат
"нашему" феноменальному миру... Закон их роста понятен эмпириче-
скому уму, рационален..." Прерывные же - "их прерывают, переводят
на качественно новую ступень... Эти перерывы иррациональны, ... мис-
тичны" [23]. Интересно, что близкое нашему разделение на горизон-
тальное и вертикальное сохранилось в названии осей - абсцисс
(abscido - "отрезаю, отделяю" - ось отрезков, кусков, предметная и
измеряемая ось) и ординат (порядков, этажей, уровней).
Асимметрию времени описывают вертикальные стихии. Асимметрия
времени всегда представлялась парадоксальной. С одной стороны, она
очевидна и необходима, симметричное время не было бы временем. С
другой стороны, описать различие между прошлым и будущим, ис-
пользуя обычный язык, а тем более формальный язык науки (язык го-
ризонтальных стихий), невозможно. Второй парадокс заключается в
том, что асимметрия времени на языке горизонтальных стихий может
быть описана с использованием представлений о сложных и дифферен-
цированных структурах с одной стороны и об однородном хаосе с дру-
гой. Парадокс здесь заключается в том, что необратимости времени
соответствуют два противоположных процесса - нарастание энтропии,
разложение сложного и эволюция, усложнение структур и организмов.
Огонь и Вода символизируют два разных времени. Время Огня - бу-
дущее, там находится цель стремлений, вершина эволюции, светлое
будущее, страшный суд, воскресение, рай и так далее - то есть, точка
отсчета, причина (целевая). Здесь господствует телеология, свобода
воли. Недаром будущее время часто образуется через добавление вспо-
могательного глагола "хочу" (например в церковнославянском -
"хочу быти" или в английском - "will be"). Преобладающие эмоции
- оптимизм, устремленность, желание, экспансивность. Время Огня
описывает эволюцию, дифференциацию, рост, жизненный порыв
(витализм). Такое мировосприятие характерно для молодости: все луч-
шее впереди.
Время Воды имеет точку отсчета в прошлом - там был Золотой век,
там жили великаны, герои, там остался идеал человека и общественного
устройства, райские кущи, молочные реки с кисельными берегами. И
все это постепенно разрушается, пожирается молью, покрывается пле-
сенью, порастает быльем. Основной модус такого времени - облада-
ние: прошлым мы обладаем, а к будущему стремимся. Эмоции Воды:
грусть по прошлому, желание сохранить то, что имеешь, залатать рас-
ползающиеся лохмотья, склеить черепки. Время Воды утекает сквозь
пальцы. Это "старческое" время соответствует Второму закону термо-
динамики. Каждое поколение, старея, видит, что мир стал хуже, чем
был в его молодости: нравы портятся, рушатся устои... Хотя, если взять
больший промежуток времени - все вроде бы происходит наоборот:
торжествует прогресс и эволюция.
Интересно, что наука, стремясь быть объективной, сделала человека
простым наблюдателем и упразднила телеологию (время Огня). Пас-
сивный наблюдатель, каковым является экспериментатор в лаборато-
рии, естественно наблюдает торжество второго закона термодинамики
- как все стареет, рушится, превращается в хаос.
ЧЕТВЕРКА: ЦИКЛ СТИХИЙ
Четверичность есть архетип почти универсального явления. Он фор-
мулирует логическую основу для любого цельного суждения. Если кто-
либо желает вынести такое суждение, оно должно иметь этот чет-
веричный аспект".
К. Г. Юнг [24]
В западной астрологии традиционно рассматриваются четыре стихии:
Огонь, Земля, Воздух, Вода. К вертикальным стихиям мы относим
Огонь и Воду, представляющие, собственно, две стороны одной медали
- цикла качественной трансформации. Они отвечают за переход с од-
ного уровня на другой. Вместо вертикальной черты креста можно на-
рисовать кольцо, в котором выделены две стороны - передняя и зад-
няя, восходящая и нисходящая, выражающие эволюцию и инволюцию,
пассивную и активную стороны трансформации.
К горизонтальным стихиям мы относим Землю и Воздух. К ним отно-
сится, собственно, все, что можно описать словами (Земля), и сам язык
описания (Воздух). Земля - это объект, элемент, атом, плотное тело.
Воздух одновременно выражает и разделяющий и связующий принцип
- это расстояния между объектами, дающие им возможность переме-
щения в пространстве, изменения без трансформации и ломки, само это
пространство, а также абстрактные законы, описывающие положения
тел в пространстве. Мы в дальнейшем будем как синоним Воздуха ис-
пользовать слово "пространство" в значении пространства возможно-
стей, того, что дает возможность многообразия. Воздух - язык описа-
ния объектов (то есть Земли), оперирующий ими как своими элемента-
ми.
В динамике четыре элемента составляют основу четверичного цикла,
выражающего сущность любого элементарного акта. Напомним, что
четыре элемента порождаются через дробление Единого, поэтому со-
ставляют неразрывное целое и по отдельности не имеют смысла.
Поскольку вертикальные стихии можно представить только через то
трансформирующее влияние, которое они оказывают на горизонталь-
ные, мы начнем описание цикла стихий с Земли, как исходной точки.
Земля - это то, что мы имеем в начале: неосознаваемое целое, знание
без сознания, бессознательная установка, то, что не имеет частей -
абсолютно жесткое тело, которое не может быть изменено иначе как
разрушено. Пользуясь геометрической аналогией, это - исходная
Точка.
Огонь вводит новое измерение - он "развертывает", разворачивает (e-
volutio, de-velopment) эту точку, безразмерную целостность, в линию.
Огонь представляет активный, трансформирующий (Землю) принцип.
Сам по себе он не поддается рациональному описанию, но мы можем
описать следствие его действия на Землю - как бы превращение части
ее в Воздух. Огонь разрушает, разделяет, дифференцирует Землю, раз-
дирает монолит на части, аналогичные исходной точке. Таким образом,
мы получаем развернутую Линию с движущимися в ней точками. Само
одномерное пространство этой Линии, "пустые" расстояния, выражаю-
щие свободу перемещения, и сами перемещения мы называем Возду-
хом. Еще раз напомним, что для образования "расстояний" необходима
энергия, усилие - то есть Огонь.
Воздух представляет любую абс-тракцию (от-влечение), и поэтому к
нему относятся такие понятия, как мысли (абстрагированные, задер-
жанные действия), со-знание, как знание со стороны, и так далее.
Вода совершает "действие", обратное действию Огня, - превращает
Воздух в Землю (но уже следующего уровня). Это мертвая вода из ска-
зок - ис-целяет, во-площает, возвращает целостность и единство раз-
дробленному Воздуху. При этом ее "действие" отрицательно - она
ограничивает дифференцирующий порыв Огня, ограничивает бесчис-
ленные степени свободы Воздуха во имя целостности следующего
уровня (в нашем случае с разрезанным на кусочки Иванушкой мертвая
вода ограничивает самостоятельные перемещения кусочков ради обес-
печения целостности Иванушки). Это самоограничение во имя гармо-
нии. Вода обращает абстрактные связи Воздуха в жесткие конкретные
связи Земли (то есть связи в прямом смысле этого слова - веревочки,
шестеренки, привычки, инстинкты и так далее). Эти связи уже не осоз-
наются и действуют автоматически. К Воде относятся такие процессы,
как по-нимание, во-ображение. То, что понято, принято внутрь как
составляющая часть, перестает осознаваться - то есть Воздух стано-
вится Землей. Вода означает также адаптацию в том смысле, что закре-
пляет приобретенные навыки, воплощает воздушные осознаваемые
связи. Они уходят в бессознательное, становятся привычкой, стереоти-
пом, установкой - то есть Землей нового цикла. Полученная таким
образом новая Земля адаптирована к тому Огню, с которого мы начали,
то есть он ее не разрушит, не вызовет трансформации. Так, вращение
ручки не меняет швейную машинку, а лишь приводит ее части в согла-
сованное движение. Для новой трансформации нужен новый Огонь -
Огонь нового цикла.
У Георгия Гачева [7] есть интересный математический образ четверич-
ного цикла. Он, исследуя Аристотелевское представление о четырех
причинах, находит им соответствие в выражении [a/b=]:
(а) - материальная причина - Земля
(-) - деятельная причина - Огонь
(b) - формальная причина - Воздух
(=) - целевая, энтелехия - Вода
Гачев пишет: "Все операции, действия, преобразования - работа и
сфера огня; берется как твердь нечто данное от бытия, натуральное,
тело (а), b - знаменатель, значение, дух. И все это ведет к результату
- производит движение, течение, цель. И это - область воды". Здесь
мы видим, что горизонтальные стихии - то, с чем (а) и какая (b) про-
водится операция, а вертикальные - это само оперирование (-) и по-
лучение (понимание, восприятие) результата (=). После этого равенства
нам следует поставить уже А следующего порядка - начало нового
цикла.
При описании познавательного процесса мы употребляем в основном
термины, отражающие сущность Воды: вос-приятие, у-своение, ад-
аптация, по-нимание, во-ображение. Это связано с господством созер-
цательного, пассивного, рефлектирующего мировоззрения. Мы концен-
трируемся на воздействии на нас объектов, внешнего на внутреннее,
опуская при этом сам предшествующий процесс про-ектирования, объ-
ектирования (по-русски пред-метания), создания пространства, рас-
стояния до объекта восприятия. Как пример активной установки можно
привести существовавшее в античности представление о свете, исходя-
щем из глаз, считающееся теперь нелепым. Но не менее нелепым явля-
ется и принятое в наше время представление о том, что мы видим свет,
входящий в наши глаза (это ясно показано Гибсоном в [8]). Что бы ни
говорили психофизиологи, мы видим не световые стимулы на сетчатке,
а объекты, находящиеся не внутри нас, а на вполне определенном рас-
стоянии. И то, что создает это расстояние, выбрасывает, объектирует,
мы называем Огнем, исходящей энергией, которая может быть пережи-
ваема как усилие (или насилие) в новой ситуации, требующей адапта-
ции.
Соотнося четверичный цикл с дыханием, мы ставим в соответствие
выдоху, как направленному вовне, - Огонь, а вдоху - Воду. На выдо-
хе снижается наша восприимчивость, на вдохе она усиливается, а серия
резких выдохов - прекрасный способ быстро поднять тонус. Земле и
Воздуху соответствуют задержки дыхания на выдохе и вдохе. Задержки
заставляют мир "остановиться" на определенном уровне, стабилизиру-
ют, удерживают его в одном плане реальности. При их помощи дыха-
ние может "рационализироваться" (например - речь, как организован-
ный (задержками) выдох). Дыхание, в котором присутствуют лишь
вертикальные стихии (то есть без задержек), называется связным. Его
используют в ребефинге для изменения состояний сознания. При связ-
ном дыхании мир как бы "плывет", не имея опор в виде задержек дыха-
ния. Некоторые исследователи указывают также, что связное дыхание
характерно для существ, не отягощенных бременем разума (животных,
детей, слабоумных), а также для ситуаций трансформации
(неконтролируемая паника, половой акт). Известно также, что связное
дыхание усиливает эмоции, которые мы понимаем как переживание
работы трансформирующих стихий, - движение через границы внеш-
него и внутреннего. Задержки дыхания, напротив, укрепляют эти гра-
ницы, контроль над дыханием является основным способом контроля
эмоций.
Таким образом, Огонь и Вода представляют круг трансформации (сама
этимология слова "огонь" - agnis, ignis - живой, подвижный). Они
отвечают за переход с плана на план и отражают такие явления, как
рождение, инициация, смерть, эволюция и инволюция. В ритуалах, на-
правленных на символическое подчеркивание трансформации, переход
на новый качественный уровень, как правило, используются огонь или
вода (сожжение жертвы как символ смерти и возрождения, крещение
водой).
Огонь и Вода отражают асимметрию Правого и Левого. Исследования
асимметрии полушарий и различий между правшами и левшами во
многом согласуются с традиционными представлениями, а также с на-
работками НЛП [19] (слева - прошлое, то есть то, что мы вспоминаем,
а справа будущее - то, что мы конструируем). Деятельность левого
полушария - "правая" деятельность (так как левое полушарие управ-
ляет правыми органами тела) - аналогична работе Огня и направлена
вовне. Ее сфера - психомоторная. Задача - программирование и реа-
лизация двигательного поведения, речи или основанных на ней мышле-
ния, абстрактного познания, анализ, дифференциация. Деятельность
правого полушария аналогична работе Воды и направлена внутрь. Ее
сфера - психосенсорная. Задача - восприятие и чувственное познание
внешнего мира и себя в нем, синтез. Если левое полушарие - дневное,
направленное на внешнюю деятельность, то правое - ночное, творя-
щее сновидения, ведающее символами бессознательного. Эмоции лево-
го полушария - оптимизм, эйфория, двигательное беспокойство. Эмо-
ции правого - тоска, депрессия. Результат деятельности левого - по-
строение абстрактных, дискретных, логических вербальных конструк-
ций (Воздух). Результат работы правого - синтетическое, цельное
невербальное восприятие (например - восприятие музыки), воображе-
ние. Любовь, эротические грезы относятся к правому полушарию, а
разделение полов и идентификация себя и объектов своих сексуальных
притязаний с определенным полом - к левому. Есть данные в пользу
важной роли правого полушария в регуляции внутренней среды, гомео-
стаза, иммунной системы, а также в формировании адаптивно-
поведенческих способностей.
В связи с тем, что мы рассматриваем огонь как самопроявление, а воду
как адаптивное самоограничение, интересно проиллюстрировать и не-
много раскрыть это положение цитатой из статьи Вяч. Вс. Иванова
"Высшие формы поведения человека в свете проблемы доминантности
полушарий". "В очень гипотетической форме можно было бы предпо-
ложить, что, в частности, самоубийство и фрейдовский "инстинкт
смерти" можно связать с правым полушарием. Самоубийство - пре-
дельный случай, который с этой точки зрения можно описать как убий-
ство правым полушарием левого." Он также соотносит фрейдовский
"Эрос" с левым полушарием, а "Танатос" - с правым [10].
_________________________________________________________________
Левое полушарие - Правое полушарие
_________________________________________________________________
Вербальное, фантазирующее - Невербальное, критикующее
Последовательная обработка - Одновременная обработка
Дискретные - Непрерывные
Рациональные - Интуитивные
Западный техницизм - Восточный мистицизм
Индуктивная обработка - Дедуктивная обработка
Восприятие абстр. признаков - Восприятие конкретных признаков
Аналитическое восприятие - Синтетическое восприятие
Восприятие времени - Восприятие пространства
Будущее - Прошлое
Психомоторная сфера - Психосенсорная сфера
речь, мысль, действия восприятие (чувственное
(абстрактное познание) познание)
Оптимизм, эйфория, - Тоска, депрессия,
сознательное бессознательное
_________________________________________________________________
Здесь следует добавить, что "нормальный", асимметричный человек -
это идеальный правша. Идеальных левшей (у которых во всех парных
органах доминируют левые) в природе не бывает. Нормальные левши в
целом менее асимметричны, имеют менее жесткую "схему тела", чем
правши, а в патологии дело доходит до полной потери асимметрии,
включая способность видеть то, что находится за спиной, или за стеной,
или в будущем.
Под конец приведем еще один пример из трансперсональной психоло-
гии [12]. Базовые Перинатальные Матрицы С. Грофа (БПМ) хотя идут
и не совсем в том порядке, что наши стихии, тем не менее во многом
аналогичны им.
БПМ-I, описывающая состояние плода в матке и называемая еще мат-
рицей "океанического экстаза", соответствует Воде - стихии, отве-
чающей за единство и гармонию. БПМ-II описывает состояние плода в
момент начала схваток, когда родовые пути еще закрыты. Эта матрица
соответствует негативной стороне символики Земли (так как в ней
практически не учитывается чувство опоры, даваемое Землей) - здесь
происходит первое, пассивное столкновение с границей, с формой во-
обще. БПМ-III - прохождение по родовым путям - матрица
"вулканического экстаза" - соответствует Огню в его столкновении с
Землей, т.е. активному преодолению формы. И, наконец, БПМ-IV -
матрица смерти и нового рождения, основными переживаниями кото-
рой являются чувство свободы, отсутствия опоры и границ, - соответ-
ствует Воздуху.
Хотя и в нашем описании и у Грофа Земля предшествует Огню, в из-
вестном смысле можно описать процесс и наоборот. Ведь без первона-
чального импульса - Огня, сил роста и экспансии мы бы никогда не
столкнулись с Землей и проблемами ограничения второй матрицы. Ес-
ли цыпленок не сделает попытки пробить скорлупу и выбраться на свет,
он никогда не узнает о том, что жил в темнице (в яйце), а просто умрет,
отравленный собственными испражнениями (то есть оставаясь в преде-
лах БПМ-I и, соответственно, Воды). Некоторые исследования позво-
ляют предположить, что аналогичная ситуация имеет место и в случае
рождения человека - плод сам инициирует начало схваток, выделяя
определенные гормоны.
ТРОЙКА
Тройка получается из прибавления к двойке единицы и является пер-
вым (не считая единицы) нечетным числом. Она выражает принцип
объединяющий, центрирующий, видящий и оценивающий неопреде-
ленную двоицу. Тройка находит выражение в троичности времени, что
связано с представлением о его линейности и топологическим опреде-
лением размерности (настоящее соприкасается с одной стороны с про-
шлым, а с другой - с будущим, которые заслоняют собой все осталь-
ное). С троичностью времени тесно связана трехмерность пространства,
но об этом мы будем говорить дальше. Сама же трехмерность про-
странства имеет свой корень в "центричности" человеческого сущест-
вования. Как было доказано Эренфестом, который следует здесь за
Кантом, только в трехмерном пространстве возможны устойчивые кон-
центрические системы, подобные Солнечной, служащие условием жиз-
ни (в нашем о ней представлении). В более широком смысле это отно-
сится и к человеку, который подобен миру в целом. Трехмерность про-
странства является фундаментальной константой, удовлетворяющей
антропному принципу (то есть условием sine qua non для самого суще-
ствования человека) и, соответственно, дающей возможность задания
вопроса "Почему пространство трехмерно?".
Если четверичный цикл является в известном отношении
"объективным", то троичный - субъективен в том смысле, что отража-
ет восприятие центральной компонентой какой-либо дихотомии
(подразумевается причастность центральной единицы к этой поляриза-
ции). Поэтому троица либо оценочна (добро - жизнь - зло), либо
направленна (прошлое - настоящее - будущее).
Блаженный Августин, рассуждая о Троице, указывает на такие три
свойства, которые, по его мнению, и составляют неразрывное единство
- жизнь. Вот эти три свойства: "быть, знать, хотеть". На наш
взгляд, данная формула хорошо отражает природу троичного цикла. В
ней "быть" - центральный элемент, аналогичный настоящему, "знать"
- отражает фундаментальное свойство прошлого (или внутреннего),
основу нашей самоидентификации, "хотеть" - направлено вовне, в
будущее, к определенной цели. "Если число "четыре" оказалось наибо-
лее подходящей моделью для символизации внешних величин, то "три"
оказалось числом, связанным с внутренним, или вертикальным поряд-
ком вещей" [13].
Тройка символизирует также три доступных нашему пониманию уров-
ня - предыдущий, элементы которого составляют в целом индивиду-
альность; тот уровень, на котором мы находимся, - индивидуальный;
третий - последующий, где мы являемся составными частями. Это
представление мы и будем разворачивать в следующем параграфе.
ДВЕНАДЦАТЬ: ТРИ СТАДИИ ЦИКЛА СТИХИЙ.
Теперь мы рассмотрим двенадцатеричный цикл как четверичный в трех
доступных нашему пониманию планах. Мы будем опираться в нашем
описании на горизонтальные стихии, и прежде всего - на Землю (на
что же еще опереться?). Значение же вертикальных можно понять лишь
из соотнесения с горизонтальными, которые они трансформируют.
1. Итак, исходным материалом первого цикла служит Телец. Это мо-
нолит, абсолютная неразделимая потенция, материальная база, капи-
тал . Телец представляет абсолютно жесткое тело, чистую, неразделен-
ную материю, единственным свойством которой является инертность
- то есть сопротивление любому воздействию. Таким образом, любое
воздействие, направленное на Тельца, либо не приводит ни к чему, либо
вызывает его разрушение. Телец имеет размерность, равную нулю, так
как в нем отсутствуют пустоты, отсутствует многообразие и возмож-
ность движения. Иными словами, Телец - геометрическая точка, син-
гулярность. Исходя из такого понимания Тельца, опишем задачу Овна.
Она состоит в том, чтобы просто раздробить, взорвать монолит Тельца,
создать одномерное многообразие с возможностью движения. Овен
разворачивает точку Тельца в линию. Свободу движения в этой линии
- пустоты, возможность движущимся элементам находиться в том или
ином месте, уравнения этих движений, абстрактные связи между эле-
ментами, расстояния - выражают Близнецы.
Близнецы как таковые с незапамятных времен иллюстрируют парадокс
пространства - возможность совершенно одинаковых объектов не
быть при этом одним и тем же объектом (в противоположность пара-
доксу времени, где совершенно разные объекты - например, ребенок и
старик - могут быть одним и тем же объектом!). Близнецы - Первый
воздух, символизирующий просто разделенность, возможность, под-
вижность как таковую. При этом, если Овен символизирует "просто
действие, то Близнецы символизируют пространство всех возможных
действий, без оценки того, полезны они или пагубны.
Рак осуществляет адаптацию к движению, порожденному Овном: он
ограничивает число возможных действий лишь полезными или, по
крайней мере, безопасными. Например - выйти из комнаты через окно
столь же возможно, как и через дверь, но если эта комната не на первом
этаже, то такая возможность к добру не приведет. Таким образом, ог-
раничивающая, адаптивная деятельность Рака направлена на создание и
закрепление в виде привычек и умений таких связных цепочек дейст-
вий, которые удовлетворяли бы критерию полезности и безопасности,
то есть на подготовку рождения Девы - Земли следующего цикла.
Первый цикл начинается Огнем и заканчивается Водой, принадлежа-
щими к Кардинальному кресту. Их общность и противонаправленность
можно проиллюстрировать теми ассоциациями, которые вызывают
названия знаков. Овен - баран - животное, которое идет напролом и
только вперед, недаром в старину боевые тараны увенчивались медной
головой барана . Рак, в нашем понимании, существо, которое пятится
назад, в свой дом - раковину.
Коротко повторим изложенное: Кардинальный Огонь (Овен) диффе-
ренцирует, приводит в движение Фиксированную Землю (Тельца), пре-
вращая ее в мутабельный воздух (Близнецы). Кардинальная Вода огра-
ничивает действие Огня для создания целостности нового порядка, она
действует как отвердитель, превращая Мутабельный Воздух (Близнецы)
в Мутабельную Землю (Деву), то есть, возможность - в реальность,
которая всегда уже круга возможного.
Из вышесказанного следует, что динамическую сущность цикла в це-
лом отражают трансформирующие стихии, которые, кстати, принадле-
жат при этом одному кресту. Земля частично принадлежит еще и пре-
дыдущему циклу, а Воздух - также и последующему.
2. Итак, в результате работы первого цикла мы получили одномерную
Землю - Деву, которая символизирует определенные умения, привыч-
ки, повадки, устоявшиеся поведенческие стереотипы, закрепленные в
бессознательном (на уровне Близнецов они были знаниями, были осоз-
наваемы, но не усвоены как вторая натура - привычка). Достоинство
Девы - умение правильно осуществлять отдельные поведенческие
линии, без оценки того, дурное это поведение или похвальное (так, если
это деятельность маньяка - расчленителя трупов, то расчленение
должно быть произведено со всей возможной аккуратностью и без на-
рушений технологии). Хорошая иллюстрация символики Девы и ее
одномерности - детские задачки типа нахождения пути в нарисован-
ном лабиринте или перепутанном клубке линий. Дева адаптирована к
энергии Овна, то есть его энергия может найти себе выход в работе,
которую производит Дева, без ее трансформации. Дева - практическая
деятельность, не ведающая ни иерархии, ни целей (тех, которые оправ-
дывают средства). Дева не движется в иерархии - втором измерении.
Это - работник, перефразируя Г. Башляра, это ""Homo Faber" - чело-
век линии, для него окружность не имеет центра". На линии нет и не
может быть выделенных мест, все ее элементы равноправны (если ис-
пользовать физическую аналогию, в одномерном пространстве, скажем,
сила притяжения или поле электрического заряда не зависит от рас-
стояния, поэтому, даже если представить на линии такой тяготеющий
центр, то удаленность от него не играет никакой роли - он равно при-
тягивает и согревает все точки бесконечной линии).
Таким образом, для Девы нет пространства отношений, так как нет
выделенного центра, который бы служил точкой отсчета. Дева не адап-
тирована к движению в иерархии. Поэтому энергия Льва трансформи-
рует ее. Лев, как Фиксированный Огонь, не вызывает движения, но
увеличивает размерность. Линию Девы он разворачивает в поверхность
с выделенным центром - "Я" и концентрической системой координат
(это слово "co-ordinare" - "со-подчинять" здесь особенно уместно).
Каждая окружность подобна линии Девы и соответствует определенной
ценности, значимости находящихся на ней точек (чем дальше от центра
- тем меньше значимость). Установление такой системы отсчета при-
водит к образованию радиальных связей типа "отношение" или
"оценка", говорящих о расстоянии между "Я" и другими элементами
пространства. Возникает свобода перемещения в пространстве отноше-
ний и ценностей, возникает (пока еще абстрактно) иерархическая сис-
тема.
Пространство возможных отношений символизируется Весами, иллю-
стрирующими всю гамму возможных отношений и их изменений. С
точки зрения Весов, элементы пространства отношений могут как при-
ближаться, так и отдаляться, вплоть до полной утраты ценности. Скор-
пион ограничивает свободу отношений, перемещения в пространстве
отношений, порождаемые Львом. Он отбирает лишь социально прием-
лемые отношения, увязывает все возможные и противоречащие друг
другу ценностные значения в единую систему ценностей - в иерархи-
ческую систему - будь то социум или система миропонимания.
Таким образом, деятельность второго цикла порождает Землю третьего
- Козерога. Свободные в своем волеизъявлении индивидуальности
(Лев) договариваются между собой (Весы) об ограничении этой самой
свободы самоизъявления (Скорпион) ради объединения в государство и
достижения общего согласия (Козерог). (Здесь я вольно изложил пред-
ставление времен французского Просвещения о том, как возникает го-
сударство.) Весы могут предложить бесчисленное множество различ-
ных договоров и их толкований, а Скорпион должен выбрать единст-
венный действительно справедливый для его воплощения и соблюде-
ния.
К сфере Льва относится творчество - как распространение себя и сво-
их ценностей на внешний мир, игра - как сознательное вольное поро-
ждение правил.
Лев - царь зверей, животное с огненной гривой и громогласным ры-
ком; это тот, кто восседает на троне, главное - чтобы все его видели (и
не беда, если из-за слепящих софитов он со своего пьедестала, со сцены
почти не видит того, что происходит вокруг). Лев должен служить эта-
лоном, точкой отсчета, озарять мир и наполнять его смыслом (своим).
Скорпион символизирует обратное - необходимость самоограничения
в волеизъявлениях. Не случайно бытует поверье, что скорпион жалит
сам себя, что это единственное животное-самоубийца. Другое живот-
ное, относящееся к этому знаку - Орел - царственное, как и Лев, но,
в противоположность Льву, которого все видят, это птица, парящая
высоко над миром, откуда ей все видно, и обладающая при этом очень
острым зрением. Совершенно не обязательно, чтобы Орла кто-то видел,
главное - что он видит все. Орел - символ справедливости. Это
справедливый и мудрый халиф из арабских сказок, который для того,
чтобы узнать правду о жизни своего народа, переодевается простолю-
дином и бродит, никем не замечаемый, по улицам - и смотрит.
3. Итак, мы переходим к третьему циклу и третьей Земле - Козерогу
- воплощенной системе ценностей, иерархии. Козерог адаптирован
как к "горизонтальным" перемещениям, так и к вертикальным - пере-
мещениям в иерархии. Козерог - мыслеформа, воплощенная идея.
Козерог представляет вершину материальной эволюции. Это целост-
ность стереотипа, точки зрения, парадигмы, идеологии. Козерог во-
площает мечту науки нового времени - увидеть мир во всех его дета-
лях и взаимосвязях с одной конкретной точки зрения, привязанным к
определенной системе координат. Это картина мира, написанная по
правилам прямой перспективы.
Козерог не знает лишь такой мелочи, как перемещение самой точки
зрения, перемещение точки отсчета (или, что то же самое - их множе-
ственности). Этим перемещением занимается Стрелец. Стрелец подоб-
но Сизифу выражает неудающуюся попытку развернуть третье измере-
ние. Он вызывает перемещение "Я" - точки зрения. Для Стрельца ха-
рактерно существование как минимум двух выделенных точек зрения
- собственной и той, к которой он стремится, испытывает интерес
(inter-esse - "существование между"). Эти две точки - "Я" и "Цель",
которая находится вне меня. В идеале Стрелец (вместе с Рыбами) дол-
жен был бы создать божественную "Сферу Паскаля", центр которой
везде, а предел - нигде. Но реально третье измерение не разворачива-
ется полностью, а происходит как бы "соскальзывание во время", под-
глядывание в щелку за вечностью. Тем не менее, Стрелец создает про-
странство для свободного изменения точек зрения, но это не чистое
пространство, а гибрид со временем, ведь путь, связывающий различ-
ные точки зрения, возможен (для отдельного человека) лишь во време-
ни. Человек, именно потому, что он отдельный, индивидуальный чело-
век (то есть принадлежит среднему - второму циклу) не может нахо-
диться на нескольких точках зрения одновременно (что предлагает нам
Водолей). Поэтому реально деятельность Стрельца приводит к путеше-
ствиям, вниманию к авторитетам (перенесению точки зрения вовне),
движению к цели, как внешней точке отсчета. Если для покоящегося
Льва мир вращается вокруг "Я", то для перемещающегося Стрельца
(Мутабельный Огонь) мир вращается вокруг точки фиксации взгляда.
Стрелец разрушает стереотип Козерога и дает жизнь Водолею. Воз-
можность изменения точки зрения имеет своим следствием их равно-
правие. Водолей - пространство всех возможных точек зрения, спосо-
бов видения мира. Как я буду видеть мир из соседней комнаты? Как я
буду его видеть через десять лет? Как видит мир житель Австралии? А
бабочка? А марсианин? Или опять-таки я сам, приняв наркотик? Поли-
центризм, плюрализм Водолея не могут быть адекватно адаптированы,
ибо "плюрализм в одной голове - это шизофрения". Смещение пара-
дигмы, контекста всегда бывает неожиданным и ассоциируется с ка-
ламбуром, шуткой, шутовством. Шут - инверсия короля (Льва).
Если Стрелец - символ движения вдаль, интереса, поиска истины за
высокими горами и синими морями, то Рыбы - символ движения
вглубь - символ веры, которая одна может дать опору и остановить
бесконечный поиск Стрельца, вернуть его к реальности (пусть даже
иллюзорной). Здесь подходит афоризм Витгенштейна: "Для того, чтобы
опуститься в глубины, человеку не нужны далекие странствования".
Если бы всеохватывающая любовь Рыб могла полностью воплотить в
реальность пространство всех возможных точек зрения Водолея, то
результатом было бы Воскресение, утверждение истинной жизни всех
сущностей, которые только были или могли быть. (Под любовью мы
здесь как раз и понимаем наделение всех точек пространства Водолея
такой же полнотой бытия, какой наделено наше собственное "Я".) Но
реально мы получаем мир объектов в пространстве и времени. Пере-
мещение "Я" в пространстве и равноправие всех точек зрения имеет
своим результатом признание постоянства объектов и самой их объек-
тивности - то есть независимости от точки зрения. Человек, имеющий
возможность двигаться, знает, что таракан, уползший в соседнюю ком-
нату, не исчез из этого мира (ведь можно пойти следом за ним и прове-
рить), а муха, влетевшая в окно, не появилась из ничего. У него есть
представление о непрерывности существования и относительном по-
стоянстве формы объектов, под каким углом и на каком расстоянии они
бы ни находились. Если он сам их не видит, то увидит потом, или уви-
дит кто-то другой, или, по крайней мере, может увидеть. Рыбы, пресе-
кая актом веры бесконечное стремление Стрельца, дают результат этих
стремлений - объективный внешний мир в его целостности - то есть
Тельца, с которого мы и начали.
НАЧАЛО ОТСЧЕТА
Хотя у круга нет ни начала, ни конца, но в наших рассуждениях прихо-
дится с чего-то начинать. И сам выбор начала отсчета находится в не-
посредственной связи с нашими представлениями о человеке и его мес-
те в мире. Мы по традиции начали с 0 Овна, но ведь он, являясь нача-
лом цикла (точнее - одним из возможных начал), не является его
сердцем, центром, из которого мы, как индивидуальности, видим весь
цикл. Другими словами - это точка не настоящего, а прошлого для
человека. Точкой настоящего, действительным центром является 0
Льва - граница между Раком и Львом. Через эту точку проходит ось
Птолемея, относительно которой симметричны владения планет. С про-
тивоположной стороны - 0 Водолея, граница между Козерогом и
Водолеем, знаками, которыми управляет последняя видимая планета -
Сатурн. Это максимально удаленная точка от точки "бытия" (= точки
зрения) - от 0 Льва. Она показывает горизонт нашего Космоса, по-
следние границы, которых достигает и от которых возвращается к нам
свет Солнца. Этими же знаками (Козерогом и Водолеем), но уже за
"горизонтом", управляет первая невидимая планета - Уран. За грани-
цами Космоса простираются владения Хаоса. Поскольку эта точка на-
ходится на границе видимости, в ретроспективном рассмотрении она
представляет момент сотворения мира .
В более широком понимании к сотворению мира имеет отношение весь
третий цикл, о чем говорит сама хтоническая природа символов: кен-
тавр, козел с рыбьим хвостом, Водолей и Рыбы.
Поэтому в ретроспективном плане началом цикла можно считать 0
Водолея. Как граница видимого эта точка аналогична зеркалу, в кото-
ром отражается "Я" - Солнце. Поскольку по окружности мы смотрим
как вперед (через дневные владения), так и назад (через ночные), то
отражением солнечного лика будет двуликий Янус, которого мы и ас-
социируем с точкой видимого горизонта (см. рисунок на странице 46).
Первый месяц календарного года мы посвящаем Янусу , а 9 января
римляне отмечали его праздник - агонии.
Символ Януса - Ф - означает как первичное разделение космическо-
го яйца на небо и землю, так и рождение, соотносясь с женскими гени-
талиями. Имя римского Януса производят от janua - дверь, janus -
проход. Он почитался как бог дверей. Янус - хранитель ключей от
границы Космоса и Хаоса, видит как будущее, так и прошлое, непре-
рывно разворачивает мир во времени, давая начало концу и конец на-
чалу. Янус олицетворял рубеж между концом старого и началом нового
года, считался покровителем всякого начала. Римляне считали Януса
самым древним богом и величали его "Janus Pater". Его именовали так-
же богом богов, а впоследствии он трактовался как "мир" - mundus,
как первобытный Хаос, из которого возник Космос, а сам он при этом
из бесформенного шара превратился в бога и стал блюстителем порядка
мира, вращающим его ось. Возможно, что это были отголоски сущест-
вовавшего некогда мифа о Янусе как творце мира.
Можно проследить эволюцию мира по родословной богов, имеющей
начало в 0 Водолея (Уран), распространяющейся отсюда в обоих на-
правлениях и завершающейся в 0 Льва.
Уран, владеющий Водолеем, является богом неба. Он чем-то сродни
тому свету, который был создан до светил - не исходящему свету, а
объемлющему (как свет неба). "Уран первый стал править миром"
(Аполлодор). Помимо чудовищ, которые напоминают о близости Хао-
са и муках творения мира, Уран вместе с Геей породил шестерых тита-
нов, из которых мы упомянем Океана (Рыбы), Гипериона - отца Селе-
на и Гелиоса (титанов Солнца и Луны), которого также часто отождест-
вляют с Солнцем, и Крона (Козерог), а также шесть титанид.
Крон (Козерог) оскопил Урана (Водолей) и занял его место. Из крови
Урана, упавшей в Океан (Рыбы), родилась Афродита Анадиомена . По
другой версии она - дочь Зевса (Стрелец) и Дионы. Таким образом,
Афродита является порождением всего третьего цикла. В своей древней
ипостаси (как дочь Урана) Афродита - богиня плодородия (близка к
Астарте), и ее культ носил выраженный стихийно-сексуальный харак-
тер. Здесь она выражает качества своего ночного владения (Тельца).
Поздний вариант Афродиты - дочери Зевса дает нам кокетливую и
игривую владелицу Весов.
Далее, Кроном были порождены боги-олимпийцы (во главе с Зевсом ,
низвергшим Крона): Зевс (Стрелец), Посейдон (Рыбы), Аид
(Скорпион). Зевс породил остальных богов - Ареса (Овен и Скорпи-
он), Афродиту (Телец и Весы), Гермеса (Близнецы и Дева) и близнецов
- Артемиду (Рак) и Аполлона (Лев). Гермес в своем ночном владении
близок к Янусу и Термину, являясь богом разделения, границ, ворот .
Более поздняя версия Гермеса, соотносимая с дневным владением, де-
лает его покровителем пастушества, умножающим приплод в стадах.
Этот Гермес обладает незаурядными способностями к рукоделию.
Здесь мы видим несколько волн или этапов эволюции, сопровождаю-
щихся сменой владельцев знаков зодиака. Вначале - хтонические су-
щества, затем титаны, затем боги-олимпийцы. И с каждым разом они
все ближе к человеку, все более напоминают его своим обликом и при-
вычками. При этом старые боги оттесняются к точке Хаоса и начала
творения - к 0 Водолея, а наиболее молодые и антропоморфные
группируются вокруг 0 Льва.
АСПЕКТЫ
Вышеизложенное было попыткой, с одной стороны, получения доста-
точно дифференцированной двенадцатеричной системы представлений
о мире, а с обратной стороны - попыткой связать уже имеющуюся
традиционную картину - Зодиак - в одно целое при помощи логиче-
ских построений. Будем считать, что нам удалось получить связное,
замкнутое на себя кольцо двенадцати элементов бытия, символизи-
рующих это бытие в его динамике, то есть искомый Perpetuum Mobile
- Вечный Двигатель.
Теперь попробуем укрепить это кольцо дополнительными
"поперечными" связями - аспектами. Они должны дать нам представ-
ление о том, что означают с точки зрения разных знаков Зодиака,
принимаемых за начало отсчета, остальные знаки. За начало мы будем
всякий раз принимать Огонь и рассмотрим три круга аспектов: от Овна,
от Льва и от Стрельца.
1. Аспекты огня с землей.
Каждый огненный знак образует с тремя знаками Земли три аспекта:
30 и 150 (правые), 90 (левый). Земля, с точки зрения Огня, пред-
ставляет собой то, на что можно (или нельзя) воздействовать, и то, что
может из этого получиться. Земля есть то, что сопротивляется измене-
ниям.
Лев:
Первый аспект - Льва с Девой: 30 - работа с материалом, требую-
щая соответствующих усилий. Дева - именно та Земля, которую мо-
жет трансформировать Лев.
Второй аспект - Льва с Козерогом: 150 - реализация. Результатом
работы Льва является Иерархия, Система, Государство. То, что было во
Льве свободным творчеством, после реализации становится законом,
требующим исполнения, системой правил и ограничений. Свет, испу-
щенный Солнце доходит до предела и возвращается - рефлексия.
Третий аспект - Льва с Тельцом: 90 - условия. Реальность, которую
нельзя изменить и которую принимают как данность. Лев не может
изменить Тельца - Царь (поскольку он только царь, а не подрабатыва-
ет по совместительству дворцовым столяром) не может ничего поде-
лать с неудобным троном. Этот напряженный аспект в данном случае
может быть охарактеризован как противоречие между "Быть"(Лев) и
"Иметь"(Телец).
Стрелец:
Первый аспект - Стрельца с Козерогом: 30 - работа. Стрелец рабо-
тает с системой, преобразует ее, создавая представление о многообра-
зии систем.
Второй аспект - Стрельца с Тельцом: 150 - реализация. Устремлен-
ность к внешней цели имеет в качестве своей реализации саму эту цель,
объект, обладание им. Перемещение порождает константность объек-
тов и создает общую для всех индивидуальностей объективную физи-
ческую реальность.
Третий аспект - Стрельца с Девой: 90 - условия. Стрелец не властен
над привычками, умениями, способами, которыми он пользуется в сво-
их изысканиях. Напряженность может быть проиллюстрирована проти-
воречием между "Целью"(Стрелец) и "Средством"(Дева). Цель нахо-
дится в определенной зависимости от используемых для ее достижения
средств (но не наоборот).
Овен:
Первый аспект - Овна с Тельцом: 30 - работа. Столкновение энер-
гии с инертной массой. Инструментальная дифференциация грубого
недифференцированного материала. Физическое столкновение с новой
ситуацией, на которую еще нет выработанной привычки, способа дей-
ствия.
Второй аспект - Овна с Девой: 150 - реализация. Результатом дея-
тельности являются привычки, навыки, наработки, умения, работа сама
по себе. "Поступок порождает привычку".
Третий аспект - Овна с Козерогом: 90 - условия. Овен не в состоя-
нии изменять свою роль в социуме. Он не может выйти за пределы за-
данной рамки и действует либо по правилам (герой, шериф из вестер-
на), либо против правил (злодей или Робин Гуд).
2. Аспекты Огня с Водой
Огонь образует с Водой следующие три аспекта: 90 (правый), 150 и
30 (левые). Вода представляет "действие", обратное действию Огня, и
окрашена противоположными эмоциями. Аспекты Огня с Водой отра-
жают, с точки зрения Огня, различные варианты ограничения его дея-
тельности (не путайте с сопротивлением Земли), либо теневую, оборот-
ную сторону деятельности Огня. Три аспекта с Водой - три типа отри-
цания.
Лев:
Первый аспект - Льва со Скорпионом: 90 - самоограничение. Фик-
сация того, что уже достигнуто. Произвольное ограничение самопрояв-
ления, ради единства системы - царь, творящий законы, должен сам
их добровольно (а как еще?) соблюдать, иначе они утратят свою значи-
мость. Это парадокс, но творящий закон - творит его и для себя, а
значит - ограничивает творчество.
Второй аспект - Льва с Рыбами: 150 - "смерть". Здесь ограничение
самопроявления не произвольно, то есть не является составной частью
этого самопроявления. "Слияние" - абсолютное отрицание эгоцентри-
ческой позиции как таковой. Нельзя быть смиренным из благородства;
такой винегрет - признак бесовской гордыни. Отрицание самоценно-
сти отдельной точки зрения.
Третий аспект - Льва с Раком: 30 - "тень", условие проявления,
питающий источник. "Постоянство внутренней среды (Рак) есть усло-
вие свободной жизни (Лев) организма" [К. Бернар]. Жизнь в родитель-
ском доме - основа самоидентификации.
Стрелец:
Первый аспект - Стрельца с Рыбами: 90 - самоограничение. Чтобы
поиск истины достиг своей цели, необходимо поверить, то есть ограни-
чить поиск актом веры. Чтобы что-то найти, нужно прекратить поиски.
Отрицание не чужого или далекого, но далекости - расстояния до него
- слияние с внешним. Тюрьма - ограничение передвижения, но не
отрицание его самоценности.
Второй аспект - Стрельца с Раком: 150 - "смерть". Поглощение,
переваривание - отрицание внешнего и чужого-далекого как таково-
го. Все внимание - внутренним делам. Не нужен нам берег турецкий!
Дом - "гнездо, определенное место, символ убежища и возвращения.
Философически, гнездо не может двигаться, ни тем более летать" -
отрицание самоценности перемещения.
Третий аспект - Стрельца со Скорпионом: 30 - "тень". Истоком,
основанием поисков истины является вера в сходство внутренних цен-
ностей ищущих. Авторитет - это авторитет для всех, но для этого
"все" должны быть одинаковыми (в такой мере, чтобы обеспечить не-
обходимую общность). Передвигаться может лишь то, что ограничено,
имеет пределы, поэтому самоограничение создает базу для перемеще-
ния как такового.
Овен:
Первый аспект - Овна с Раком: 90 - самоограничение. Деятельность
не должна приводить к "поломкам" действующего, а чтобы действовать
хорошо, надо действовать правильно. Поэтому на все опасные и непра-
вильные действия должен быть наложен запрет.
Второй аспект - Овна со Скорпионом: 150 - "смерть". Слияние
действий - отрицание значимости отдельного действия или поступка
вне его роли во взаимодействии и "общественном производстве". В
тоталитарном обществе конкуренция невозможна и недопустима, аг-
рессивность - безусловно отрицательное качество. Инициатива нака-
зуема.
Третий аспект - Овна с Рыбами: 30 - "тень". Бессознательная
(Рыбы) мотивация действий (Овен). Действие во внешнем мире воз-
можно лишь при абсолютной вере в реальность и стабильность внешне-
го мира. К тому же, перед тем как начать действовать, необходимо ос-
тановиться. Как правило, "инструментальная активность" выше у осед-
лых народов, так как они должны извлекать максимальную пользу из
того материала, который есть в местах их обитания.
3. Аспекты Огня с Воздухом
Огонь образует с Воздухом аспекты в 60 (правый), 180 и 60
(левый). Они отражают три типа осознания, свободы.
Лев:
Первый аспект - Льва с Весами: 60 - "перспективы". Свобода твор-
чества, не встречающая ограничений. Лев реализует прорыв в про-
странство отношений и ценностей и творит в нем сам, без оглядки на
потребительский спрос.
Второй аспект - Льва с Водолеем: 180 - "осознание". Осознание
через противоположность; в данном случае - единого через множест-
венное. Осознание себя индивидуальностью происходит в группе дру-
гих индивидуальностей, хотя сам групповой принцип противоположен
индивидуальному. Осознание выделенности какого-либо центра проис-
ходит на фоне существования других возможных, но не выделенных
центров. Поэтому приятнее, наверное, быть всенародно избранным
диктатором, нежели монархом по рождению.
Третий аспект - Льва с Близнецами: 60 - "программирование".
Близнецы в абстрактном виде содержат в себе то, что станет материа-
лом для работы Льва, а именно - Деву.
Стрелец:
Первый аспект - Стрельца с Водолеем: 60 - "перспективы". Стрем-
ление к иному, далекому встречается с безграничным пространством
свободы всяческого "иного".
Второй аспект - Стрельца с Близнецами: 180 - "осознание". Уст-
ремленность к цели и сама цель осознаются через множественность
целей, множественность путей к цели. Целью должна стать одна из
возможностей: за двумя зайцами погонишься - ни одного не пойма-
ешь.
Третий аспект - Стрельца с Весами: 60 - "программирование".
Пространство внутренних оценок в абстрактном виде содержит буду-
щую внешнюю систему ценностей.
Овен:
Первый аспект - Овна с Близнецами: 60 - "перспективы". Осозна-
ние бесконечного набора возможных действий.
Второй аспект - Овна с Весами: 180 - "осознание". Действие осоз-
нается как действие только через отношение к нему другого. Агрессив-
ность должна быть направлена на врага и враг должен ненавидеть аг-
рессора, чтобы тот себя считал таковым. Ребенок, написавший в шта-
нишки, узнает о том, что он совершил поступок (то есть имел выбор -
делать это или не делать), лишь после того, как родители проявили свое
отношение к этому поступку.
Третий аспект - Овна с Водолеем: 60 - "программирование". Груп-
па задает, что есть реальность, данная нам в ощущении, а через это
определяется взаимодействие с реальностью.
Мы коснулись здесь только аспектов от трех огненных знаков, по-
скольку главной задачей было показать пример установления динами-
ческих связей между знаками при помощи аспектов. Но данная тема
представляется поистине неисчерпаемой, и в следующем издании она
будет рассмотрена более полно.
СЕМЕРКА
Сумма основных горизонтальных и вертикальных (или временных -
С.М.) координат вселенной (4+3) дает число семь как воплощение
космической целостности, включая временные (7 дней недели), аст-
ральные (7 планет) и культовые совокупности (7 богов пантеона в
иранской..., восточнославянской и др. традициях)" .
В главе "Двенадцать" мы уже рассмотрели одно сочетание двоичного и
троичного принципов, давшее нам очень важное число - 12, как про-
изведение 4?3. Четверка в нем отражала объективный (как всякое чет-
ное) динамический цикл - что-то вроде замкнутого времени древних,
а ее рассмотрение на трех разных уровнях показывало субъективное
видение эволюции этого цикла со среднего уровня - "человеческого".
При этом сам двенадцатеричный цикл носит в целом ярко выраженный
динамический (временной) и, одновременно с тем, объективный харак-
тер.
Во второй части книги мы будем рассматривать символику планет сеп-
тенера, то есть семи видимых планет, поэтому хотелось бы предвари-
тельно остановиться на числе 7. Это число также получается через син-
тез двоичного и троичного. Но, в отличие от 12, оно носит более ста-
тический (пространственный) и субъективный (как нечетное) характер.
Наверное, нет смысла перечислять все хорошо известные сюжеты из
мифологии, сказок, пословиц и поговорок, в которых фигурирует се-
мерка. Но некоторые научные факты привести не помешает. Числом
семь характеризуется кратковременная память человека, то есть его
способность удерживать в поле своего внимания одновременно не-
сколько предметов (их природа не играет при этом какой-либо роли).
Это число было выявлено в середине нашего века Джорджем Милле-
ром в опытах со зрительным восприятием и получило название
"магическая семерка Миллера". Но сама структура этого явления луч-
ше видна на примере слухового восприятия, ввиду его линейности,
последовательности во времени. При исследовании объема кратковре-
менной памяти применительно к размеру и сложности фразы в опытах
ленинградского психолога Лущихиной И.М. было выявлено, что мак-
симальное число ветвей фразы, которую человек может охватить при
восприятии на слух, также равно семи.
Число семь тесно связано с представлением об атомарной, концентри-
ческой, индивидуальной природе субъекта и сопряженной с этим трех-
мерностью пространства. Оно получается из двойки и тройки следую-
щим образом: единица раздваивается, ветвится на каждом новом уров-
не, а всего таких уровней человеку доступно три, считая тот, на кото-
ром находится единица.
Самый простой пример - число членов семьи, которое в детских
книжках характеризуется иногда каламбуром "СемьЯ": первый уро-
вень - единица - ребенок, второй уровень - двойка - папа и мама,
третий уровень - четверка - дедушки и бабушки. Всего получается
семь человек в трех поколениях (1+2+4=7). Естественно, это чисто
субъективный подсчет, произведенный из локальной позиции, а именно
с точки зрения ребенка, так как в него не входят побочные ветви -
братья и сестры во всех трех поколениях. Точно таким же образом мо-
жет ветвиться не только родовое древо, но и всякое другое, в том числе
и древо восприятия и линейной памяти, которые также основаны на
дихотомии и ограничены тремя уровнями. Единица и первый уровень
- фигура первого плана, то, что находится в фокусе восприятия; двой-
ка и второй уровень - две фигуры второго плана, ассоциативные от-
ветвления от единицы, и, наконец, ответвления от двойки - четверка,
четыре фигуры третьего плана.
Семеро козлят, семь цветов радуги, семь нот, семь смертных грехов...
Человеку - индивидуальности, существу трехмерного пространства -
удобно делить непрерывное на семь частей одного порядка.
"Магическая семерка" самым естественным образом символизирует
любую субъективную, индивидуальную структуру: атом, человека, пла-
нетарную систему и тому подобное.
В астрологии число семь представлено прежде всего семью видимыми
планетами, с которыми связаны семь дней недели, семь металлов алхи-
мии, звезда магов и многое другое. Семерка и видимые планеты заслу-
живают более полного анализа. Подробному рассмотрению существо-
вания индивидуальной сущности в ее взаимодействии с внешней средой
сквозь призму планетной символики будет посвящена вторая часть кни-
ги.
ТРИ УРОВНЯ В ПЛАНЕТНОМ ОПИСАНИИ МИРА.
В планетарном языке астрологии можно выделить три уровня, которые
соответствуют трем историческим стадиям в развитии науки звезд или
трем последовательно усложняющимся уровням описания мира.
1
Первый уровень - это описание явлений на полярном языке светил -
Солнца и Луны. Язык Солнца и Луны сам по себе совершенен и полон.
Это базовый язык астрологии, который в форме календарей усвоен
практически всеми культурами. Он оперирует двумя группами поляр-
ных понятий: мужское и женское, активное и пассивное и т. п. Солнце
выражает исходящую из центра энергию, активность, излучаемую во-
вне, волю (в понимании Шопенгауэра), творчество, как утверждение
своей точки зрения во внешнем мире. Луна же символизирует материн-
ское оберегающее начало, питательную обволакивающую среду, из-
менчивость, приспособляемость, восприимчивость, пассивный прин-
цип. Соотношение солнечных и лунных циклов отражается в двенадца-
теричном Зодиаке. К языку Солнца и Луны относятся астрология за-
тмений, астрология лунных узлов, толкования положений светил в Зо-
диаке, значения фаз синодического цикла Луны, а также вся лунная
астрология (лунные дни, стоянки, местопребывания).
2
Следующим уровнем является язык септенера, то есть семи видимых
планет. Это язык Птолемеевской астрологии. Соответствие планет сеп-
тенера знакам Зодиака устанавливается при помощи понятия
"управление", или "владение". Каждая планета владеет двумя знаками,
расположенными симметрично относительно оси 0 градусов Льва - 0
градусов Водолея. Светила управляют соответственно: Луна - Раком,
Солнце - Львом.
Владения остальных планет расположены в порядке их удаленности от
Солнца: Близнецами и Девой управляет Меркурий, Тельцом и Весами
- Венера, Овном и Скорпионом - Марс, Рыбами и Стрельцом -
Юпитер, Водолеем и Козерогом - Сатурн. Владения, расположенные в
той же полусфере, что и владение Луны, называются ночными, а в той,
где владение Солнца, - дневными. Понятие "ночное" (владение) имеет
общность с понятием "женский" (знак), а "дневное" - с понятием
"мужской". Те планеты, чье дневное владение приходится на мужской,
а ночное - на женский знак, считаются благотворными, а те, чье днев-
ное владение падает на женский, а ночное - на мужской знак, счита-
ются злотворными. Сила благотворности или злотворности возрастает
пропорционально удаленности от Солнца: Меркурий нейтрален, Венера
- малое счастье, Марс - малое зло, Юпитер - большое счастье, Са-
турн - большое зло; такими эпитетами награждали эти планеты ста-
ринные астрологи. Наше исследование затронет главным образом этот,
второй уровень языка планет.
3
Третий уровень включает, помимо семи видимых планет, также откры-
ваемые при помощи приборов или вычислений невидимые
(невооруженным глазом) транссатурновые планеты, которые иногда
называют "высшими". К настоящему времени открыты три невидимых
планеты - Уран, Нептун и Плутон. Их владения распределены в Зо-
диаке по тому же принципу, что и владения планет септенера - по
мере удаленности от Солнца. Значение высших планет, таким образом,
зависит во многом от уже устоявшихся значений знаков Зодиака и пла-
нет септенера (ведь их символизм должен органично вписаться в уже
устоявшуюся целостную систему, расширяя, но не искажая значения
управляемых высшими планетами знаков).
Существует два наиболее очевидных способа осмысления невидимых
планет через видимые. Первый - через соответствие планет, владею-
щих одними и теми же зодиакальными знаками: дневные владения ви-
димых планет становятся ночными для невидимых - и наоборот. Это
попытка заглянуть за "Горизонт" (то есть за 0 градусов Водолея), за
черту, отделяющую видимый, воплощенный подсатурновый мир -
Космос - от Хаоса и Внешней Тьмы. Например, Марс и Плутон
управляют одними и теми же знаками - Овном и Скорпионом. Марс
представляет внешнюю активность, выражающую внутреннюю волю
индивидуума. Активность Марса человек понимает как свою собствен-
ную активность. Это д`Артаньян в ярком плаще и с перьями на шляпе,
рассматривающий войну как свое личное дело. Плутон, напротив, пока-
зывает обратную сторону активности - ее мотивированность социу-
мом. Это активность человека как инструмента трансцендентной ему
воли (воли толпы, класса, интересов продолжения рода и т. п.). Эту
активность человек не считает своей, он как бы не несет за нее ответст-
венности - это солдат, подчиняющийся приказу, один из тысяч, стоя-
щий в шеренге и одетый в униформу цвета хаки. Проще всего прочув-
ствовать этот тип активности человеку, оказавшемуся рядовым участ-
ником большой демонстрации или массовых беспорядков.
Другой способ рассмотрения - принять весь подсатурновый мир за
целое, сопоставить его с Солнцем. Тогда высшие планеты примут
функции видимых как их "высшие октавы". То есть, ближайшая плане-
та к целому, дифференцирующая его взаимодействие с внешним, в од-
ном случае Меркурий, а в другом - Уран. Вторая, осуществляющая
отбор по принципу любви, - Венера и Нептун. Третья, реализующая
волю, - Марс и Плутон [17]. В этом случае говорят, что Уран - выс-
шая октава Меркурия, Нептун - Венеры, а Плутон - Марса. Как мы
видим, оба способа ставят в соответствие Плутону Марс, значит, здесь
аналогия будет наиболее полной.
Если будет открыта четвертая невидимая планета (которую сейчас уже
называют Прозерпиной), то, по вышеописанной логике, она станет со-
управителем Венеры и высшей октавой Юпитера.
ИСТОЧНИКИ
1. Августин А. Исповедь. М.: Ренессанс, 1991
2. Адо П. Плотин или Простота взгляда. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Ши-
чалина, 1991
3. Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени. М.: Наука, 1982
4. Башляр Г. Психоанализ огня. М.: Прогресс, 1993
5. Бейтсон Г., Джексон Д., Хейли Д., Уилкенд Д. К теории шизофрении. // МПЖ,
1993, э 1, 2
6. Бергсон А. Собрание сочинений, т. 1. М.: Московский Клуб, 1992
7. Гачев Г. Книга удивлений. М.: Педагогика, 1991
8. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс,
1988
9. Горелик Г. Е. Почему пространство трехмерно? М.: Наука, 1982
10. Иванов В. В. Высшие формы поведения человека в свете проблемы доминантно-
сти полушарий. В сб.: "О человеческом в человеке", М.: Политиздат, 1991
11. Иванов С. Магическая Семерка. // Наука и Религия, 1990, э3
12. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: Изд-во Трансперсонального Институ-
та, 1994
13. Кэрлот Х.Э. Словарь символов. М.: "REFL-book", 1994
14. Левин М., Митяева Т. Оккультные принципы, лежащие в основе астрологии. В
сб.: Астрология, век XX. М.: Имидж, 1991
15. Мерло-Понти М. Око и Дух. М.: Искусство, 1992
16. Мифологический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1991
17. Пашов В. Элементы астрологии. // Домашний Астролог, 1993, э 1
18. Пригожин И. Стенгерс И. Время, Хаос, Квант. М.: Прогресс, 1994
19. Сердце мозга / НЛП, т. 2. Екатеринбург, МООПД, 1993
20. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-
изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993
21. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994
22. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Искусство, 1993
23. Эрн В. Ф. Идея катастрофического прогресса. // Лит. учеба, 1991, э2.
24. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев: AIRLAND, 1994
25. Успенский П. Д. Tertium Organum. СПб., 1911
_____________________________________________________________________
Маслов С. В.
НОВЫЙ ТЯНИТОЛКАЙ
(СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА: ПЛАНЕТЫ И ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА)
_____________________________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ
Астрологическая традиция: Знаки Зодиака и тело человека.
Уверен: большинство моих читателей, хотя бы в самых общих чертах,
знакомо с основами главнейших оккультных учений, утверждающих
единство и подобие строения Мира - Макрокосма и человеческого
организма - Микрокосма. Это последнее понятие, надо думать, близко
и понятно всякому сколько-нибудь сведущему человеку и не нуждается в
дополнительном объяснении. Поэтому достаточно будет кратко
напомнить о том, как в традиционном астрологическом представлении
соотносятся Знаки Зодиака, планеты и различные части и разделы
человеческого тела.