Ч. У. Ледбитер
НЕВИДИМЫЕ ПОМОЩНИКИ
Глава V
РЕАЛЬНОСТЬ СВЕРХФИЗИЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Несомненно, что каждый христианин — в этом же и состоит его главная вера — убеждён в существовании своей души. Но если вы ему скажете, что душа может быть настолько реальной, чтобы при известных условиях быть видимой независимо от своего тела, одинаково как при жизни, так и после смерти, он вам ответит в десяти случаев из одиннадцати, что не верит в "привидения", и что все подобные мысли — не что иное, как анахронизм, или остаток средневековых суеверий, отживших свое время.
Но если мы хотим понять работу невидимых помощников и тем более если сами пожелаем принимать в ней участие, — необходимо преодолеть преграду, которую ставят нашему сознанию современные понятия и постараться овладеть той истиной, что физическое тело — только внешняя оболочка, только временный проводник истинного человека. Мы расстаемся с нашим телом после смерти навсегда, но мы также расстаемся с ним временно и каждый раз, когда засыпаем. Если мы и засыпаем вообще, то только потому, что истинный человек, облеченный в свою астральную оболочку, удаляется на время нашего сна из физического тела. Это — настаиваю твердо на своих словах — не гипотеза и не личное предположение. Между нами есть много лиц, которые умеют совершать и ежедневно совершают в полном сознании этот акт элементарной магии: они переходят по воле своей с одного плана жизни на другой. Проникнувшись этой идеей, читатель поймёт, как забавно и нелепо должно казаться этим лицам самоуверенное утверждение о полнейшей невозможности подобных вещей. Для нас это всё равно, как если бы нас стали уверять, что вообще не возможно заснуть, и если бы мы начали спорить, основываясь на личном опыте, нас стали бы уверять, что мы — жертвы галлюцинации.
Если человек, не развивший ещё связи между сознанием астральным и физическим, и не может по произволу покинуть свое наиболее плотное тело и сохранить связное воспоминание о том, что с ним произошло вдали от физического тепа, — тем не менее вполне достоверно, что он покидает его каждый день во время сна, и опытный ясновидящий может ясно увидать его астральное тело парящим над заснувшим телом, или же удаляющимся от этого тела на более или менее значительное расстояние.
У личности мало развитой астральное тело носится обыкновенно над самым физическим телом и оно бодрствует немногим более, чем это последнее; форма его сравнительно неопределенна и едва очерчена и кроме того, оно не может удалиться от физического тела на сколько-нибудь значительное расстояние без того, чтобы не вызвать в последнем болезненный ощущений, которые и вызовут пробуждение.
Но по мере того, как эволюция человека подвигается, он приобретает астральное тело всё более определенное и всё более сознательное, следовательно и более соответствующее его новым потребностям. У большинства интеллигентных и культурных людей нашего времени астральное тело уже достаточно определилось. Что касается до человека с некоторым духовным развитием, он чувствует себя в своём астральном теле так же, как и в физическом. И если он во время сна сохраняет свое сознание и на астральном плане и может передвигаться на нем по собственной воле, из этого ещё не следует, чтобы он состоял непременно в рядах "невидимых помощников". Подобный человек обыкновенно так сильно поглощен в бодрствующем состоянии, что он похож на человека глубоко сосредоточенного и не замечающего, что происходит вокруг него. По многим причинам хорошо, что это так, потому что на астральном плане есть много вещей, способных вызвать страх у человека, пока он ещё не познакомился достаточно близко с истинной природой всего, что происходит в этом мире.
Может случиться, что человек выйдет из упомянутого абстрактного состояния и что его глаза откроются во время его пребывания в астральной среде, но чаще всего он остается в том же сосредоточенном состоянии, пока кто-нибудь из активных деятелей в астральной среде не возьмется за то, чтобы его разбудить. Но такое пробуждение накладывает большую ответственность, потому что, если сравнительно нетрудно пробудить человека на астральном плане, то снова усыпить его почти невозможно, если не прибегать к очень нежелательным месмерическим средствам. Вследствие этого, пробуждать человека в астральном мире следует не ранее, чем кто-либо из "невидимых помощников" убедится в том, что пробужденный в состоянии употребить с пользой свои новые способности и что у него хватит и осведомленности и мужества, чтобы подобное пробуждение не повлекло за собой тяжёлых последствий для него.
Пробужденный таким образом может, если захочет, присоединиться к тем, кто помогает человечеству. Но — и нужно это хорошенько запомнить — из этого вовсе не следует, чтобы проснувшийся всегда помнил всё, что он делал во время сна.
Эту способность человек должен приобрести уже сам. Она появляется в большинстве случаев только много лет спустя.
Но может случиться, что в этой жизни она и совсем не появится. Такой недостаток памяти в физическом теле, к счастью, не мешает действовать вне тела. При том же, удовлетворение, которое мы могли бы почувствовать, если бы помнили всю работу, сделанную нами во сне, не имеет само по себе никакого значения. Важно выполнить задачу и совсем не важно, кто именно сделал её.
Глава VI
СВОЕВРЕМЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
Во время последнего восстания в Матабелланде, один из членов нашего Общества получил поручение, которое может служить примером, каким образом осуществляется помощь, идущая из астрального в наш, земной мир. Однажды ночью фермер и его семья, жившие в этой стране, спали спокойным сном, считая себя в безопасности. Они и не подозревали, что в нескольких милях от них вражеская орда, безжалостная и дикая, находилась в засаде и готовилась выполнить свой план грабежа и убийства. Наш товарищ получил поручение дать каким бы то ни было способом знать заснувшей семье об ужасной опасности, которая грозила ей. Сделать это было очень нелегко.
Попытка вызвать в мозгу фермера мысль об угрожающей опасности не удалась; крайняя нужда требовала энергичных мер и наш друг решил материализоваться, чтобы разбудить фермершу и понудить её встать и разбудить остальных. Как только она проснулась и внимание её было должным образом направлено, помощник исчез, и с тех пор жена фермера ни в ком не могла узнать своего спасителя, который так во время предохранил от смертельной опасности всех членов семьи, без этого своевременного вмешательства наверно погибших бы через полчаса в своих постелях. Фермерша никак не могла объяснить себе одного: каким образом предупредивший их друг мог войти, когда все окна и двери были крепко заперты.
Внезапно пробужденная фермерша была склонна смотреть на предостережение, как на сон. Но она встала, чтобы убедиться все ли в порядке. Только она открыла ставень, как увидала на небе зарево от зажжённых костров. Она сейчас же разбудила своего мужа и всю остальную семью, и таким образом, заранее предупрежденные, они успели скрыться в верном убежище за несколько минут до прибытия ночных разбойников. Последние разрушили дом и опустошили поля, но человеческие жертвы, на которые они рассчитывали, успели ускользнуть от них. Можно представить себе, с каким чувством спасший их прочитал, несколько времени спустя, в газете рассказ о чудесном спасении фермерской семьи.
Глава VII
ИСТОРИЯ ОБ "АНГЕЛЕ"
Я беру сообщение случая, который собираюсь рассказать, из письма, написанного непосредственно после случившегося, одним из двух невидимых помощников; описание, которое дается в этом письме, так картинно и так захватывающе, как не может быть изложение третьего лица.
"Мы собирались заняться совсем другими вещами, когда Кирилл внезапно
закричал: Что это такое? И мы услыхали страшный крик — крик страдания или ужаса.
Минуту спустя мы напали на мальчика лет одиннадцати или двенадцати, который упал
с высокой площадки на острые камни и серьёзно поранил себя. Бедный мальчик
сломал себе руку и ногу; но что было ещё хуже — он сильно поранил бедро, и из
открытой раны ручьем текла кровь. Кирилл закричал: "Поможем ему скорее, иначе он
умрет!"
В подобных случаях надо быстро соображать. Надо было сразу
сделать два дела: остановить кровь и добыть физическую помощь. Я должен был или
материализовать Кирилла, или самого себя, так как нам сейчас же нужны были
физические руки, чтобы сделать перевязку, и кроме того, для бедного, страдающего
мальчика было бы хорошо увидать кого-нибудь около себя. Я чувствовал, что ему
будет лучше с Кириллом, чем со мной, а я буду более пригоден чем Кирилл для
отыскания помощи. Разделение труда было таким образом распределено.
"Задуманное удалось как нельзя лучше. Я немедленно материализовал Кирилла (он не умеет ещё этого делать один), научил его взять галстук ребёнка, обернуть им бедро и стянуть его при помощи вращающейся палки. Но это доставит ему ужасную боль! — сказал Кирилл. Несмотря на этот возглас, он всё исполнил и кровь перестала течь. Раненый казался в полуобморочном состоянии, но он открыл глаза и, подняв их на маленький сиявший образ, который заботливо наклонился над ним, тихо спросил: Вы — ангел, господин? Нет, я просто мальчик и пришел: чтобы вам помочь,— Оставив Кирилла утешать больного, я поспешил к матери, которая жила приблизительно в расстоянии мили от того места. Вы не можете себе представить, как мне трудно было вселить в голову матери, что случилось нечто дурное и ей необходимо пойти посмотреть в чем дело.
Наконец она уронила кастрюлю, которую чистила, и громко сказала: — Я не понимаю, что со мной делается, но надо пойти и найти моего мальчика. Когда она решилась идти, я уже без труда мог её направлять, не переставая в то же время поддерживать силой воли материализацию Кирилла, чтобы бедный мальчик не испугался внезапному исчезновению "ангела".
Надо вам сказать, что материализуя тело, субстанцию заставляют переходить из её обычного вида в другой, как бы задерживают на минуты космическую волю. Достаточно момента рассеянности, чтобы материя возвратилась с быстротою молнии в свое прежнее состояние. Поэтому я мог уделять этой женщине только часть своего внимания. Я все же нашел возможным провести её, и в тот момент, когда она обогнула угол скалы, я ослабил свою волю и допустил Кирилла исчезнуть.
Этот случай был в полдень, а вечером я отправился (в астральном виде) навестить семью, чтобы посмотреть, что там делается. Рука и нога бедного мальчика были вправлены, а рана перевязана. Он лежал в своей постели очень бледный и слабый, но видимо дело шло на выздоровление. Около матери стояли две соседки, а она им рассказывала историю, в самом деле любопытную для того, кто принимал в ней такое участие.
Она объяснила в характерных выражениях, что "вдруг она почувствовала, что что-то в ней говорит, что с её мальчиком случилось несчастье, и что надо было идти его разыскивать". Вначале она думала, что это глупости и старалась отделаться от овладевшей мысли, — Но это — ни к чему не привело, вое же надо было идти. Она рассказала, каким образом, не зная почему, пошла именно по этой дороге, а не по другой, и потом как завернула за угол скалы и вдруг увидала своего мальчика полулежавшего на скале, а около него самое прекрасное дитя, какое она когда либо видела, в белых одеждах и сияющее, с такими розовыми щечками и прелестными карими глазами! Оно ей улыбнулось небесной улыбкой и вдруг исчезло и так внезапно, что она уж и не знала сначала, что и думать. Но потом, она вдруг поняла и стала на колени и принялась благодарить Бога, что Он прислал своего ангела на помощь к её бедному мальчику.
Поднимая ребёнка, чтобы нести его домой — рассказывала она далее — она хотела снять платок, крепко затянутый вокруг бедра, но мальчик воспротивился и стал уверять, что ангел сам сделал узел и не велел его трогать; а когда она впоследствии рассказала об этом доктору, он сказал, что мальчик наверно бы умер, если бы она тогда развязала повязку с его бедра.
Затем она повторила рассказ мальчика. Тотчас же после его падения
прекрасный маленький ангел подошел к нему. Это наверно был ангел, потому что
перед падением он стоял на высокой скале, и на расстоянии мили вокруг не было
видно ни души; только он не понимал, почему у ангела не было крыльев, и почему
он называл себя "простым мальчиком". Ангел прислонил его к скале и завязал ему
ногу, потом заговорил с ним и уговаривал его не бояться, потому что пошли за его
матерью, и она должна скоро прийти. Ангел его поцеловал и делал всё, чтобы ему
было хорошо, он держал мальчика за руку своей маленькой, нежной рукой и
рассказывал ему прекрасные истории, которые он теперь не помнит, но которые
наверно были удивительно хороши, потому что он почти забыл про свои раны до тех
пор, пока мать не подошла к нему. В эту минуту ангел сказал ему, что он скоро
поправится и пожав ему руку — исчез.
С тех пор в деревне появилось
настоящее религиозное пробуждение. Пастор стал убеждать народ, что такое
замечательное посредничество Божественного Провидения было знамением,
ниспосланным для того, чтобы замолчали все неверующие и чтобы явилось новое
доказательство истины священного Писания.
Но воздействие на ребёнка оказалось бесспорно хорошим, как в нравственном, так и в физическом отношении. Все соглашались что он был отчаянный мальчишка, но теперь, чувствуя постоянно, что его "ангел" может быть возле него, он боится предстать перед ним в дурном виде и поэтому старается не делать и не говорить чего либо резкого, грубого, вызывающего раздражение. Его единственное сильное желание — увидать снова своего ангела и он знает, что в час смерти его прекрасное лицо будет первое, что он увидит по ту сторону".
Прекрасная и трогательная история вне всякого сомнения.
Вывод, сделанный из этого случая священником и деревенскими жителями может быть и нелогичен, — но во всяком случае признание существования потустороннего мира, хотя бы и туманное, может сделать для нашего материального мира одно добро, а никак не зло. В конечном выводе, заключение матери из всего, что она видела, было вполне верно, а если бы у неё было более опытности, она вероятно и выражалась бы иначе.
Интересный факт, открывшийся автору этого письма после справок в потустороннем мире, бросает любопытный свет на скрытые причины происшествий, подобный приведенному. Справки эти обнаружили, что оба ребёнка уже встречались в прежних жизнях и что много, много лет тому назад, мальчик, упавший с утёса, был рабом другого мальчика и однажды, рискуя собственной жизнью, спас своего господина. После этого он получил свободу. И вот — спустя большой промежуток времени — господин не только отплачивает тем же своему бывшему рабу, но и внушает ему идеальное побуждение к нравственной жизни, которое — наверно — придаст его эволюции совершенно новое направление.
Из этого мы можем увидеть, каким образом, несмотря на кажущуюся медленность своего осуществления, карма никогда не оставляет доброго поступка без благого последствия.
Глава VIII
ИСТОРИЯ С ПОЖАРОМ
Строение, состоявшее из многих этажей, окружало сад, охватывая его с трёх сторон, а с четвертой стороны к саду примыкало упомянутое озеро. Оба крыла доходили до самого озера, так что между боковыми стенами и озером оставались с каждой стороны лишь узкие проходы. С внутренней стороны, выходившей на озеро, в углах главного фасада и обоих крыльев находились внутренние колодцы, в которых были деревянные клетки для подъёмных машин. С самого начала пожар стал распространяться с невероятной быстротой, и прежде чем наши друзья во время своего астрального путешествия заметили его, все этажи, приблизительно до середины высоты всех трёх огромных зданий, были охвачены огнем. Все обитатели, за исключением одного маленького мальчика, были счастливо спасены, хотя многие и получили серьёзные ожоги и различные повреждения.
Мальчика забыли в одной из верхних комнат левого крыла; его родители были на балу, не подозревая о пожаре, и естественно, что никто не подумал о маленьком мальчике вовремя. Огонь охватил с такой силой все этажи левого крыла, что ничего бы нельзя было сделать, если бы даже подумали о ребёнке, так как комната его выходила во внутренний сад, о котором была речь. Никакая внешняя помощь не могла более достигнуть до него, но сам мальчик и не подозревал об опасности, потому что густой и удушливый дым наполнял его комнату так постепенно, что сон его, становясь всё более и более глубоким, почти уже переходил в летаргическое забытье.
Он был найден в таком виде Кириллом, чьё назначение состоит по-видимому в том, чтобы приходить на помощь к детям, которым грозит большая опасность.
Кирилл сначала попробовал, но тщетно, напомнить обитателям гостиницы о существовании ребёнка. Помочь ему обыкновенным путем было уже невозможно, и стараться об этом было бы лишь потерей времени. Старший из двух невидимых помощников материализировал Кирилла, как он это уже делал раньше, и сказал ему, чтобы он разбудил и привел в себя почти потерявшего сознание ребёнка. Кирилл достиг этого только до некоторой степени, так как ребёнок всё же оставался в полусознательном состоянии и приходилось то подталкивать его, то вести и помогать ему при каждой перемене направления.
Оба мальчика, передвигаясь на руках, переползли из комнаты в коридор, который проходил по всему крылу. Там, видя что дым и огонь уже начинают пробиваться через полы коридора и что физического тела дальнейшее движение невозможно, Кирилл решил отвести ребёнка обратно в комнату, заставил его спустить ноги из окна и поставил его на каменный выступ, который тянулся ниже окон вокруг всего здания. По этому выступу он вел мальчика, сам опираясь с одной стороны на выступ, а с другой, держась на воздухе и защищая собой все время мальчика, чтобы у того не закружилась голова, вследствие чего он легко мог упасть.
Почти в конце здания, где оно ближе всего подходило к озеру и куда пожар ещё не дошел, они взобрались через открытое окно снова в дом и очутились в коридоре, надеясь, что в этой части дома, лестница, по которой можно было бы спастись, ещё цела; но она была уже вся в дыму и в огне. Тогда они вернулись назад ползком по коридору, причём Кирилл заставлял мальчика держать лицо как можно ближе к полу. Таким образом доползли они до клетки с проволочной дверью подъёмной машины, которая занимала колодец, примыкавший к строению.
Подъёмная машина была внизу, но им удалось, спускаясь по решетчатым стенкам клетки, добраться до крыши подъёмной машины. Там они очутились в западне, но Кирилл заметил, что дверь, ведущая из клетки подъёмной машины, выходит на выступ, сообщающийся с внутренностью здания. Через эту дверь они попали в коридор, где мальчик был наполовину задушен дымом, потом они прошли ещё через одну комнату и под конец, выскочив из окна, очутились наверху веранды, которая тянулась вдоль всего первого этажа, отделяя его от сада.
Оттуда уже было легко войти в сад, спускаясь по одному из столбов. Но и здесь жара была очень сильная и мальчикам грозила большая опасность, если бы стены рухнули. Кирилл попробовал провести мальчика мимо левого крыла, но здесь огонь так накалил воздух, что узкие проходы были совсем недоступны. Наконец, они нашли убежище в лодке, привязанной к ступеням, которые вели с небольшой набережной прямо в воду; расположившись в лодке, они отвязали её и, гребя веслами, удалялись от берега. Кирилл хотел доплыть до другого крыла горевшего дома и там высадить спасенного им мальчика; но едва они отплыли, как навстречу им вышел пароход, делавший очередной рейс по озеру, и их немедленно увидали благодаря яркому зареву пожара, который освещал все предметы, как днем. Пароход причалил к лодке, чтобы взять детей, но в лодке, вместо двух мальчиков, которых все видели, оказался только один. Старший невидимый помощник поспешил вернуть Кириллу его астральную форму, рассеяв частицы более плотной материи, которая временно служила для него физическим телом. Таким образом Кирилл сделался снова невидимым.
Конечно, принялись разыскивать его, но безуспешно; второго мальчика так и не нашли. Тогда было решено, что в тот момент, когда пароход причалил к лодке, мальчик упал в воду и утонул. Ребёнок же, которого спасли, потерял сознание, как только очутился на пароходе в безопасности; но и после того, как он очнулся, он не мог дать никакого объяснения; он говорил только одно, что видел другого мальчика в лодке в тот момент, когда пароход подходил, и больше ничего не знает.
Пароход направлялся в местность, находившуюся на берегу того же озера, но на расстоянии двухдневного переезда от места пожара, поэтому прошла целая неделя, прежде чем спасенный ребёнок был возвращен родителям, которые без сомнения предполагали, что он сгорел во время пожара. Были сделаны попытки мысленно внушить им, что сын их спасен, но это оказалось безуспешным. Читатель может себе представить, до чего была велика их радость, когда мальчик был возвращен им. Мальчик в настоящее время здоров и счастлив и не устает рассказывать о своем чудесном спасении. Он часто выражал сожаление о таинственной смерти своего друга, случившейся как раз в тот момент, когда всякая опасность миновала. В сущности, он нередко высказывал предположение, что его друг может быть вовсе и не погиб, что он вероятно какой-нибудь волшебный принц, но конечно, подобные мысли могут вызвать у старших лиц улыбки снисходительного превосходства. Кармическую связь, соединяющую спасенного мальчика и его избавителя, ещё не удалось проследить, но она несомненно существует.
Глава IX
МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ И ОТРАЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ
Вопрос об отраженном действии очень тёмный и трудный вопрос, и мы ещё далеки от того, чтобы удовлетворительно объяснить его замечательные влияния. Чтобы вполне разбираться в них, нужно по-видимому понимать законы, правящие не на одном, а на многих планах жизни. Зная по личным наблюдениям, что при некоторых условиях отражение может произойти, а при других не может, мы имеем право с уверенностью сказать, что в этом случае отраженного действия не могло быть.
Чтобы понять, почему этого не могло быть, вспомним, что существует три различных вида материализации.
Все, имеющие достаточную опытность в спиритизме, знакомы с этим. Я не буду объяснять, каким образом происходит материализация в каждом из этих трёх случаев.
Скажу только, что материализация — факт несомненный.
Первый случай. Бывает материализация, хотя и весомая, но невидимая для нормального физического зрения. Так например, во время спиритического сеанса случается, что невидимая рука жмет вашу руку, гладит ваше лицо, или переносит с места на место физические предметы, а также ударяет по столу, хотя последние явления могут производиться и без присутствия физической руки.
Второй случай. Материализация может быть хотя и видимая, но невесомая; это — формы духов, через которые рука проходит так же свободно, как если бы она имела дело с одним воздухом. В некоторых случаях, этот род явлений имеет характер неосязаемого тумана, видимого с первого взгляда. В других случаях вид таких форм настолько естественен, что реальность их не подлежит сомнению, пока не пытаешься дотронуться до них.
Третий случай. И наконец, есть материализация совершенная, в одно и тоже время и видимая и осязаемая, которая не только представляет внешнее сходство с вашим покойным другом, но даже пожимает дружески вашу руку тем пожатием, которое вам так хорошо знакомо.
И если нет недостатка в примерах, которые доказывают, что отраженное действие имеет место при известных условиях в материализациях третьего разряда, то гораздо менее вероятия, чтобы оно могло произойти при материализациях первого и второго рода. В случае с нашим молодым "невидимым помощником", материализация относится к третьему разряду не вполне, потому что при материализации тщательно избегается расходование силы, хотя бы и в ничтожной доле превышающей то количество, которое безусловно необходимо для образования материализованных форм, составляющих первый и второй из упомянутых разрядов. Вероятнее всего, что в случае с Кириллом лишь одна рука, которая держала ребёнка, была плотная и осязаемая, остальное же тело, которое с виду было вполне реально, в действительности являлось недоступным для осязания.
Но кроме этого предположения, следует рассмотреть ещё и другой вопрос.
Для полной материализации, касается ли она живого человека или мёртвого, необходимым условием является известное скопление физической материи. В спиритических сеансах большая часть материи получается на счёт эфирного двойника медиума, иногда даже за счет его физического тела; целый ряд наблюдений обнаружили, что вес медиума значительно уменьшается во время указанных выше проявлений.
И если существа, направляющие сеансы, употребляют чаще всего именно этот способ, происходит это от того, что материализация достигается легче всего при помощи тела медиума.
Во всех таких случаях существует самая тесная связь между медиумом и материализованным телом, и то явление, которое называется "отраженным действием", происходит при этом в наиболее ясной форме. Если например, натереть руки материализованного тела мелом, то этот мел появится на руках медиума, если он даже все время был тщательно заперт в отдельном помещении, и следовательно всякая возможность обмана была тщательно устранена.
Если сделать какое-либо поранение на материализованной форме, у медиума неизбежно появится на соответствующей части тела такое же поранение. Иногда напитки, принятых материализованным духом, проникают в тело медиума, чему я сам бывал свидетелем.
Ничего подобного не могло быть в том случае, который мы привели. Кирилл был за тысячи верст от своего тела, которое было погружено в сон; следовательно, материализовавшему его другу не было возможности взять у этого тела эфирную материю. Кроме того, по правилам, которым подчиняются все ученики великих Учителей Мудрости, им не дозволяется при совершении дела помощи подвергать кого-бы то ни было, даже с самой похвальной целью, подобным экспериментам. Да к тому же в них нет никакой необходимости, так как в распоряжении невидимых помощников несравненно менее опасный способ, который они и употребляют каждый раз, когда считают материализацию необходимой: способ этот — в сгущении необходимого количества материи, заимствованной из окружающего эфира, или даже из физического воздуха. Это сгущение, почти недоступное для проявляющихся на сеансах существ, не представляет затруднения для сведущего в оккультной химии.
Но заметьте разницу в результатах. В случаях с медиумом мы имеем материализованную форму, остающуюся в тесном сношении с его физическим телом, составленную из его же субстанции, и поэтому способную вызывать все явления отраженности. В случае с Кириллом, хотя мы и имеем точное воспроизведение физического тела, но оно произведено мысленным усилием из материи, совершенно чуждой телу, и так же мало способно воздействовать на него отраженным образом, как и простая мраморная статуя, изображающая человека.
Вот почему прохождение через огонь или падение с выступа стены не представило бы ничего страшного для молодого помощника; точно также и в другом случае, который будет помещен ниже, материализованный помощник мог безопасно для своего физического тела погружаться в воду одновременно с тонущим судном.
В обоих только что приведенных случаях мы видели, что молодой Кирилл не был в состоянии материализоваться сам, и что это должен был сделать за него его старший друг. Другой случай из его же переживаний заслуживает быть рассказанным, потому что на этот раз ему удалось — благодаря сильной жалости — большим усилием воли сделаться видимым. Подобная материализация совершенно аналогичная с приведенным случаем, когда любящей матери удалось сделаться видимой, чтобы спасти жизнь своих детей.
Самый факт может казаться необъяснимым, но существование в природе этого необычайного могущества воли над материей всех космических ступеней не может быть подвергнуто сомнению. Если сила воли достаточно велика, — её непосредственное действие будет безгранично даже и в том случае, если человек, способный на такое усилие воли, совсем не знает, как это действие совершается и даже не думает о том. Существуют многочисленные доказательства, что сила воли имеет значение при материализациях; хотя при обыкновенных условиях приёмы материализации следует изучать так же, как любое искусство. И на астральном плане необходимо прежде научиться, а потом уже делать, и там первый попавшийся не сумеет материализоваться, не изучив предварительно этого искусства совершенно также, как на земле первый попавшийся не заиграет на скрипке, если он предварительно не прошел через музыкальную школу. Но и это правило допускает исключения, как мы увидим из следующего рассказа.
Глава X
ДВА БРАТА
Действующие лица: два брата, сыновья дворянина, живущего в деревне, — Ланселот 14-ти лет и Вальтер 11-ти лет; оба были хорошие мальчики обыкновенного типа, здоровые и бодрые, как многие дети в Англии. Они не обладали ни малейшей наклонностью к психизму, за исключением разве того, что в их жилах текло много кельтской крови. Что их отличало больше всего, — это глубокая любовь друг к другу. Они были неразлучны. Ни один из них ни делал шага без другого, и младший обожал старшего, как могут только обожать младшие братья.
Однажды Ланселот упал с лошади и был убит наповал. С тех пор весь мир опустел для Вальтера. Горе мальчика было так искренне и так сильно, что он не мог ни есть, ни спать. Мать и няня совсем не знали, как с ним быть. Он не слушал ни убеждений, ни порицаний. Когда ему говорили, что так горевать преступно, потому что его брат был на небе, он отвечал, что никто этого наверно не знает, а если бы это и была правда, Ланселот не может быть счастлив на небе без него также, как он, Вальтер, не может быть счастлив на земле без Ланселота.
Случай этот может казаться невероятным, и тем не менее, бедный мальчик буквально умирал от горя.
Но что особенно трогательно в этой истории, это то обстоятельство, что умерший брат был без ведома Вальтера постоянно около него, вполне сознавая его горе, и был в полном отчаянии, что несмотря на все свои усилия, не может дотронуться до Вальтера, ни поговорить с ним.
Это жалкое положение длилось уже третий день после катастрофы, когда внимание Кирилла было привлечено к двум братьям — каким образом, он и сам не мог этого сказать.
"Случилось, что я был там", так выражается он, но наверно на то была воля
Учителя Сострадания, которая руководила им.
Бедный Вальтер лежал
измученный, без сна, один с своим отчаянием, несмотря на то, что его огорченный
брат был постоянно около него. Ланселот, освобожденный от оков физического тела,
мог видеть и слышать Кирилла, и поэтому надо было начать с него, и предложить
ему средство для общения с его братом.
Как только Кирилл обнадёжил умершего мальчика, он обратился к живому, и из всех сил стремился отпечатлеть в его мозгу ту мысль, что его брат здесь, что он не умер, что он — как прежде — полон жизни и любви к нему. Но все его усилия были бесполезны.
Тяжелая горестная апатия так заполняла ум бедного Вальтера, что последний оставался закрытым во всяким внушениям и Кирилл не знал больше, что ему делать. Но при этом он испытывал такое глубокое волнение и такое живое сочувствие при виде этой грустной сцены, он так твердо решил помочь так или иначе, и потратил на это столько сил, что под конец ему удалось, как — он и сам не знает, дотронуться до огорченного мальчика и заговорить с ним.
Не отвечая на вопросы Вальтера кто он такой и откуда пришел, он стал говорить ему о брате, утверждая, что он здесь, около Вальтера и стараясь объяснить, что Ланселот не умер, а жив, и жаждет помочь и утешить его. Маленькому Вальтеру и хотелось этому поверить, но он едва решался надеяться. Наконец горячность и настойчивость Кирилла победили его сомнения.
Я верю вам, сказал он, потому что вы такой добрый! Но если бы я только мог его увидеть хотя один раз, тогда бы я знал и был совсем уверен! Если я и услышу его собственный голос и он скажет, что счастлив, это мне не поможет, если он вслед за тем опять покинет меня.
Несмотря на свою небольшую опытность, Кирилл хорошо знал, что подобные желания исполняются чрезвычайно редко. Он начал разъяснять это Вальтеру, как вдруг почувствовать присутствие, которое все "невидимые помощники" ощущают ясно, и хотя, ни одного слова не было произнесено, мысленно он подучил приказание ничего не объяснять Вальтеру, а наоборот, обещать ему, что желание его сердца будет исполнено.
"Ждите моего возвращения, сказал Кирилл, и тогда вы увидите его", и он
исчез.
Мысленного внушения со стороны Учителя было достаточно, чтобы
он понял, что ему надо было делать и как за это взяться. — Кирилл направился к
старшему брату, который так часто ему помогал, услыхав поспешный призыв Кирилла,
он поспешил последовать за ним. Спустя несколько минут они оба находились у
изголовья Вальтера. Бедный мальчик начинал уже думать, что все это только
приснилось ему. Его счастье и успокоение были необыкновенны, когда он снова
увидел Кирилла. Но следующая минута была ещё поразительнее, когда по приказанию
Учителя старший "невидимый помощник" материализовал Ланселота и когда оба брата,
живой и умерший, взялись за руки.
Для обоих братьев вся тоска обратилась в невыразимую радость. Они не переставали говорить, что никогда больше не будут грустить, зная теперь наверно, что смерть не может их разлучить. Их радость не исчезла даже и тогда, когда Кирилл, по совету старшего помощника, начал объяснять, что это физическое общение не возобновиться более, но что Ланселот будет постоянно около Вальтера, хотя и не будет видим для него, Вальтер же каждую ночь будет освобождаться от своего физического тела и вступать при полном сознании в общение с своим братом.
После этого утомленный Вальтер заснул и получил немедленно во время сна
подтверждение всего сказанного.
Его радостное удивление было
чрезвычайно, когда он с неведомой до тех пор быстротой мог вместе с своим братом
переноситься с одного места на другое в местностях, хорошо ему знакомых.
Кирилл предупредил его, что завтра, после пробуждения, он вероятно забудет почти все, что испытал в этом новом, более свободном существовании; но случилось так — и это очень редкий случай — что Вальтер ничего не забыл и приобрел непрерывность сознания. Весьма возможно, что потрясение от сильной радости вызвало до некоторой степени пробуждение скрытых психических сил, которыми так часто отличаются кельты. Как бы то ни было, он не забыл ни одной подробности из того, что произошло, и на другое утро удивил всех домашних, погруженных в тоску по умершему Ланселоту, своим чудесным рассказом, которому взрослые не поверили.
Родители подумали, что горе повредило его рассудок и они долго с тревогой следили не покажутся ли какие-либо иные признаки сумасшествия, но таких признаков, к их счастью, не обнаруживалось. И до сих пор они уверены, что он одержим "манией", хотя и признают, что эта мания спасла ему жизнь. Но его старая няня, убежденная католичка, твердо верит в рассказ Вальтера. Она думает, что Иисус Христос, который вспомнил, как сам он был маленьким, сжалился над мальчиком, видя его умирающим с горя и что Он послал одного из своих ангелов, чтобы привести к нему покойного брата с того света и тем вознаградить любовь, которая оказалась сильнее смерти. Как видно из этого случая, бывает, что предрассудки народа — ближе к действительности, чем скептицизм образованных людей.
Рассказ на этом не останавливается, ибо невидимая работа Вальтера, начало которой было положено той ночью, продолжается и поныне, и никто не может определить, чем ограничатся последствия приведенного случая. Астральное сознание Вальтера и после полного физического пробуждения сохраняет свою деятельность; каждое утро мальчик приносит своему физическому мозгу воспоминания о ночных похождениях с своим братом; каждую ночь они встречают своего друга Кирилла, от которого они узнали так много относительно нового чудесного мира, раскрывшегося перед ними и относительно других миров, ещё более совершенных. Направляемые Кириллом, живой мальчик и его умерший брат сделались серьёзными и ревностными членами группы "невидимых помощников". Очень вероятно, что в продолжении многих лет, пока молодое крепкое астральное тело Ланселота не дезинтегрируется, многие умирающие дети будут обязаны благодарностью этому трио, которое ревностно стремится приобщить и других к той радости, которая досталась на их долю.
И они помогали не только умершим детям, они разыскивали среди живых детей таких, которые обладают во время сна астральным сознанием. По крайней мере один из них, приведенный братьями к Кириллу, оказался очень ценным членом их молодой семьи, тогда как здесь на земле, он же оказался прекрасным и верным маленьким другом.
Лица, для которых все эти идеи новы, затрудняются понять, каким образом могут дети помогать на астральном плане. Они возражают, что так как астральное тело ребёнка неразвито, вследствие этой детской неразвитости и должно быть ограничено, одинаково как на плане физическом, так и на плане астральном, и следовательно оно не может принимать участия в человеческой эволюции, а в этом участии и состоит главная задача "невидимых помощников".
В первый же раз, когда я получил подобный вопрос — вскоре после обнародования в "Теософическом Обозрении" одного из подобных случаев, я отослал его Кириллу, желая знать, что он сам об этом думает. Его ответ был следующий:
"Хотя и верно, как говорит автор вопроса, что я ещё очень мало знаю и буду оказывать гораздо больше услуг, когда приобрету больше знаний, но и теперь я имею уже возможность работать по мере сил, потому что есть столько людей, которые совсем ещё не знают учений теософии, хотя во всем остальном они гораздо более сведущи, чем я. Понимаете, когда вы собираетесь пойти в какое-либо определенное место, мальчик, знающий туда дорогу, будет для вас гораздо полезнее, чем сто ученых, не имеющих понятие об этой дороге".
Мы можем к этому прибавить, что и у ребёнка, раз его сознание проснулось на астральном плане, развитие астрального тела пойдет так быстро, что он вскоре догонит взрослого ясновидящего и конечно будет в состоянии оказывать помощь там, где будет бессилен самый ученый человек, астрально ещё не пробудившийся.
Но если "Я" ребёнка не отличается характером решительным и в то же время любящим, ясно проявившимся в его прошлых воплощениях, — ни один серьёзный оккультист не возьмет на себя ответственность разбудить такого ребёнка на астральном плане. Когда карма того или другого ребёнка такова, что допускает подобное пробуждение на астральном плане, именно такие дети и оказываются самыми полезными помощниками, способными посвящать себя работе от всего сердца, с удивительной преданностью. И здесь, снова осуществляется старинное пророчество: "и малое дитя их поведет".
Другой вопрос приходит на ум, когда читаешь историю этих двух братьев. Кирилл мог материализоваться в силу своей любви, жалости и сильной воли; не странно ли при этом, что Ланселот, который так настойчиво стремился завязать общение с Вальтером, не мог этого добиться?
Нетрудно понять, почему Ланселот не мог прийти в общение с братом; бессилие его вполне естественно. Гораздо труднее понять необычайный факт материализации Кирилла; чувства Кирилла были по всей вероятности более глубокие; кроме того, он в точности знал то, чего хотел добиться: ему известна была возможность материализоваться и известно было, как это достигается. Ланселот же, который теперь имеет об этом понятие, тогда этого совершенно не знал.
Глава XI
КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ И КАТАСТРОФЫ
Такое внушение представляется обыкновенно физическому сознанию капитана, как простая интуиция, смутное предчувствие, но если оно будет продолжаться с настойчивостью, объект этого внушения обратит на него серьёзное внимание и примет те меры осторожности, которые будут внушены ему. Например был случай, что капитан маленького торгового судна, находясь гораздо ближе от земли, чем предполагал, почувствовал сильное желание бросить лот; долго противился он этому — как ему казалось — излишнему и странному желанию, но кончил тем, что приказал опустить лот. Пораженный результатом своего исследования, он сейчас же изменил свой курс и удалился от берега. Только утром он понял, как близок был к ужасному крушению.
Но часто катастрофа имеет кармический характер и вследствие этого не может быть предотвращена. Не следует однако думать, что в таких случаях помощь неуместна. Предположив, что определённые лица должны умереть и поэтому не могут быть спасены, всё же остается возможность подготовить их к ожидающей их участи, а затем и помочь им в посмертном состоянии. Более того, во всех местах больших катастроф всегда находятся невидимые помощники, нарочно туда направляемые.
Два подобных случая были во время катастроф, произошедших несколько лет тому назад. Одной из катастроф было крушение корабля "Друммонд Кастл", на параллели с острова Уэссан, другая катастрофа выразилась в ужасном циклоне, который опустошим город Сен-Луи в Америке. В том и другом случае жертвы получили предупреждение за несколько минут до страшного события и "невидимые помощники" из всех сил старались ободрить и успокоить встревоженных людей, чтобы грозившее им несчастье не потрясло их своею неожиданностью. Но главная работа "невидимых помощников" происходила в астральном мире, после того, как погибшие освободились от своих физических тел. Об этом будет речь впереди.
С грустью приходится свидетельствовать, как часто, в моменты, предшествующие катастрофе, всё участие "невидимых помощников" разбивается о безумную панику, которая царствует среди людей, находящихся в опасности; или, что ещё хуже, о дикое опьянение людей, которым посылается помощь. На многих затонувших судах все люди находились в полном опьянении и поэтому невозможно было помочь им ни перед смертью, ни долго спустя после того, как смерть наступила.
Если бы кому-нибудь из читателей грозило неизбежное бедствие, он должен
постараться своевременно вспомнить, что помощь всегда близка и от самого
погибшего зависит — затруднит ли задачу невидимых помощников, или же облегчит
её. Если мы встречаем несчастье спокойно и мужественно, твердо зная, что оно не
может повредить нашему истинному "я", которое никогда не погибнет, в таком
случае мы будем в состоянии пользоваться указаниями, которые "невидимые
помощники" стараются нам дать, будет ли это усилие спасти нас от смерти, или,
когда такое спасение невозможно, старание провести нас под любящей охраной в
потусторонний мир.
Этот последний род помощи оказывается часто во
время несчастных случаев одиноким погибающим*, а также и целым толпам при
общественных катастрофах. Приведем для пояснения пример.
_______
* Как пример подобной помощи,
можно привести следующий случай: крепко спавший за несколько мгновений до
крушения пассажир был разбужен сильным хлопаньем дверцы фонаря, находившегося
над его головой. Он проснулся и своевременно выскочил; вслед за чем диван, на
котором он спал, оказался буквально сплющен. — Е.П.
Несколько лет тому назад во время одной из сильных бурь, которые причинили много несчастий на берегах Англии, одна из рыбачьих лодок была опрокинута в открытом море. На судне, кроме старого рыбака, не было никого, и в течение нескольких минут старик удерживался за перевернутое судно. Нельзя было ожидать никакой материальной помощи, а если бы даже кто-либо и заметил утопающего, — помочь ему при такой страшной буре было совершенно невозможно. Рыбак знал, что не было никакой надежды на спасение и что смерть для него была вопросом лишь нескольких минут. При этой мысли ужас его был невыразим, и он особенно обострялся в этом захватывающем одиночестве огромной, ревущей водяной пустыни. Он думал с смертельной тоской о жене и детях, и об их бедствии после его смерти. "Невидимая помощница", увидавшая его бедственное положение, попробовала ободрить его, но убедившись, что он был слишком взволнован, чтобы воспринять какое бы то ни было внушение, она решила показаться ему, чтобы сделать свою помочь более действительной.
Рассказывая этот случай, она выражала свое удивление, до какой степени преобразилось лицо рыбака, когда он увидал её. Увидав над собой на обломке судна её светящийся облик, он естественно подумал, что ангел был послан к нему для того, чтобы поддержать его в минуту гибели; при этом он наверно почувствовал, что не только он сам будет охраняем в смертный час, но что и близкие его не будут покинуты.
Когда через несколько минут наступил конец, состояние его духа представляло совсем иное, чем тот ужас и то смятение, которые угнетали его перед появлением помощи, а когда в астральном мире к нему вернулось сознание, первое, что он увидел, был тот же "ангел" и он сразу почувствовал к нему доверие и полную готовность принять его советы в том новом существовании, которое раскрылось перед ним.
Немного позднее той же "невидимой помощнице" пришлось исполнить подобную
же задачу. Вот как она рассказывала случившееся:
"Вы помните пароход,
который погиб в циклоне в конце последнего ноября. Я направилась в каюту, где
были заперты двенадцать женщин, и нашла их в самом страшной отчаянии, рыдающими
и стонущими от ужаса. Судно должно было потонуть, помощь была невозможна и
разлука с этим миром в состоянии такого неистовства была бы плохим вступлением в
потусторонний мир. Чтобы их успокоить, я материализовалась, и конечно, бедные
женщины приняли меня за ангела. Они все упали на колени и умоляли меня спасти
их. Одна из них по дожила ко мне на руки своего младенца, умоляя хоть его спасти
от гибели.
Я начала их успокаивать и вскоре они затихли; малютка заснул, улыбаясь;
женщины впали в забытье, а я внушала им представление о небесном мире; они
оставались в забытьи, когда судно погрузилось в воду. Я спустилась с ними, чтобы
убедиться во сне ли они перейдут из земного в новое существование. И
действительно, они перешли тихо, не шевелясь и не просыпаясь, в потусторонний
мир".
Этот случай принадлежит к наиболее благоприятным, когда людям,
которым была оказана помощь, дано было встретить смерть спокойно и сознательно,
и, что ещё важнее, встретиться по ту сторону смерти с другом, к которому они уже
чувствовали любовь и доверие. Встретившая их прекрасно знала этот новый для них
мир и могла не только успокоить их относительно их дальнейшей судьбы, но и дать
им полезные советы, как держать себя в этом новом положении, до того несходном с
земным существованием. Этот рассказ приводит нас к рассмотрению самой
значительной и обширной из всех задач "невидимых помощников" — к помощи, которую
они дают умершим.