МЕДИТАЦИЯ: типичные ошибки
(Антон Столет)
МЕДИТАЦИЯ: типичные ошибки
Эта статья - пособие для практикующих медитацию, и направлена она на разъяснение некоторых аспектов, которые, как правило, по разным причинам опускаются авторами многочисленных трудов на эту тему.
Кроме того, ее будет небезынтересно прочесть всем тем, кто в той или иной мере интересуется различными формами эзотерики.
Кратко, ключевые положения, на которых базируется само понятие, а значит и практика медитаций:
. Будда сказал(и не только он): 'Человек состоит из трех матрешек. Их названия: Тело, Речь, Ум. Тело - это большая матрешка. Ум - самая маленькая. А Речь отделяет большую от маленькой'. Принимаем без обсуждения. Мы же практики. Для теоретиков есть Сутра.
. Падмасамбхава сказал: 'Суть всех практик проста. Для Тела - випассана. Для Речи - медитация. Для Ума - самадхи'. Здесь самадхи - это восьмая практика Раджа-Йоги. Не путать с Самадхи (дзеновское Сатори) состояние краткого просветления. Випассану больше упоминать не буду, лишь замечу для последователей ныне модной практики Чод, что если они не осознают ее как разновидность випассаны, и занимаются ею без базовой подготовки в последней, то их подношение не будет принято. Никакие духи есть их плоть не станут.
Все практики, называемые медитацией, как бы внешне они ни отличались, направлены на очищение Речи, т.е. на торможение и остановку внутренней 'болтовни' человека, которую еще называют внутренним диалогом. И религиозная молитва, и чтение мантр, и ритуальный танец папуасов, и 'ката' японских каратистов - все это разновидности медитации, ибо они 'тормозят' внутренний диалог. Однако, чаще всего этот термин используется в отношение практик, которые выполняются в неподвижной позе 'сидения' с прямым позвоночником: либо 'на пятках'(как в дзен), либо в 'лотосе', либо просто со скрещенными ногами. Именно о таких медитациях и пойдет далее речь.
. Ошибка первая: представление о том, что существует 'чистое' упражнение в медитации.
Это очень серьезное заблуждение, которое сводит на нет любые усилия. Медитации в неподвижной позе всегда сопутствует практика самадхи, хотим мы этого или нет, ибо любое волевое сохранение тела в определенной позе - это самадхи. Например, выстаивание двухчасовой литургии в православном храме - это самадхи. Цель самадхи - очистить Ум. Очистить от волевых импульсов.
Но вернемся к медитации. Если вы выполняете 'чистую' медитацию, не понимая, что при этом имеет место самадхи и не отделяя элементы одной практики от другой, результат будет нулевым. Если уж вы решили медитировать, то этой практикой и занимайтесь. А именно: не старайтесь сидеть абсолютно неподвижно. Для медитации это лишнее. Максимальная неподвижность желательна в практике самадхи. Вы же, если, например, 'затекла' спина, - позвольте себе подвигать плечами. Если чешется нос - почешите его. Терпеть будете выполняя самадхи, а для медитации 'терпение' - только помеха. Так что определитесь однозначно: либо медитировать, т.е. очищать Речь от 'болтовни', либо выполнять самадхи, т.е. очищать Ум от беспорядочных волевых импульсов.
. Вторая ошибка: контроль дыхания при медитации.
Если вы сидите в медитационной позе и при этом выполняете дыхательное упражнение, либо следуете каким-то предписаниям касательно дыхания(например: выполняете задержку дыхания) - вы практикуете лишь пранаяму. Медитации в этот момент стопроцентно нет. Почему? Причина проста. Та наша 'часть', которая контролирует дыхание, является также и 'выполняющей' медитацию. Но делать то и другое одновременно 'она' не способна никогда. То есть, если вы 'сели' медитировать, оставьте дыхание 'в покое', забудьте о нем. Либо, сначала 'подышите', а потом приступайте к медитации.
. Третья ошибка: концентрация внимание на каком-либо плоском изображении или точке.
Сосредотачиваться(концентрировать внимание) следует только на объемных объектах, либо на области пустого пространства. Почему? Простого ответа нет. Кратко скажу так: осознание и пустое пространство - это одно и тоже. Если вы сжимаете пространство в плоскость или точку, то тем самым 'зажимаете' свое осознание. Результат такой практики даже не ноль, а большой минус. Идет процесс вашего 'отупления'. Но того ли вы хотите? Стоп! Пора остановиться. А то вместо ошибок при медитации темой статьи станут основы Дзогчен.
. Четвертая ошибка: фиксация взгляда.
Взгляд 'должен' медленно сканировать объект или пространство медитации. Если вы правша, то против движения часовой стрелки. Если вы левша, то по движению часовой стрелки. Чем медленнее сканирование(угловая скорость движения взгляда), тем результативнее медитация. Однако, если даже вы будете 'бешено вращать глазами', - это все-равно лучше, чем 'уставиться в одну точку'. Объяснения аналогичны тем, которые даны касательно третьей ошибки. Повторять их не буду.
. Пятая ошибка: отсутствие регламентации времени медитирования.
Если у вас нет таймера, на котором можно выставить отрезок от 10 до 30 минут, то вам следует его приобрести. В худшем случае подойдет будильник, а в самом худшем, просто часы. Но если и их нет, то забудьте о всяких практиках, не читайте эту статью дальше и отправьтесь просто на прогулку в парк или лес. А по дороге поразмышляйте на тему: что я такое в прошлых жизнях натворил, что моя карма не позволяет мне иметь даже часы. А может вы уже Будда?! Ну а если серьезно, то запомните правило: всегда заранее четко определите, сколько минут вы будете медитировать. Выставьте это время на таймере и никогда не заканчивайте раньше или позже. Форс мажорные обстоятельства, естественно, возможны. Если дом в котором вы медитируете загорелся, вы имеете 'право' закончить медитацию раньше.
Один сеанс медитации может иметь продолжительность от 10 до 30 минут(10, 15, 20, 25, 30 мин.). Начинайте с отрезка в 10 минут, это по силам каждому. Больше 30 минут одна медитация - это уже перебор. Пустая трата времени. Лучше отдохните, а потом повторите практику. Пауза между медитациями должна быть не меньше продолжительности самой медитации и не больше 24 часов.
. Шестая ошибка: отсутствие намерения получить результат.
Всегда, садясь медитировать, делайте это с намерением достичь просветления в этой конкретный медитации. Кратковременное просветление, которое в дзен называют Сатори, а в йоге - Самадхи, возможно даже у того, кто медитирует первый раз в жизни, хотя вероятность этого не велика. Однако она, эта вероятность, имеет место только тогда, когда практикующий знает о ней и намеривает достигнуть просветления. Но даже если просветление не случилось, медитация с намерением его достичь в 100 раз эффективнее, чем 'бесцельная'. Не бойтесь кратковременного просветления, это вовсе не Нирвана. Длится оно доли секунды, так что вы не успеете даже потерять сознание. Оно имеет очень сильный оздоровляющий эффект. Спутать его с чем-то другим невозможно. Так что пусть вас и это не беспокоит. Индивидуальных различий Сатори почти не имеет. Это всегда яркая вспышка огненного облака перед глазами, похожего на гриб после взрыва атомной бомбы. Если вы устраните ошибки, о которых идет речь в этой статье, то вам понадобится не больше года, чтобы впервые пережить это состояние. Впрочем, не придавайте ему слишком большого значения. Это всего лишь очищающий транс, не более. До состояния Будды еще очень далеко.
. Ошибка седьмая: миф о 'силе' групповой медитации.
Медитация в группе в лучшем случае не сильно помешает вам. Медитировать следует в одиночестве, если вы, конечно, относитесь к практике серьезно. Ну а группы для совместной медитации в странах Европы и Америки - это просто тусовки. Они для того и созданы, чтобы культурным людям было где потусоваться. Если вы посещаете подобные семинары, это не беда. Но не ждите от них ни какой пользы. Упорно трудитесь дома в одиночку. Впрочем, если вы почувствуете вкус настоящей медитации, то у вас пропадет всякое желание посещать подобные тусовки. Заранее предупреждаю вас об этом.
Здесь кто-то наиболее продвинутый вдруг скажет: 'А как же документальные кадры медитирующих в дзеновских монастырях десятков монахов?'. Ответ прост. Посмотрите на эти кадры внимательно. В зале только молодые начинающие монахи. Опытные монахи медитируют у себя в кельях в одиночку. И эти ребята будут медитировать по одному, когда у них сформируется собственное намерение. А пока такого монашка ни на минуту не оставляют без дела или в одиночестве, а иначе он будет либо ковырять пальцем в носу и считать ворон, либо мастурбировать, но только не медитировать. Еще раз повторюсь: медитация - это абсолютно одиночная практика. Пока у вас есть необходимость посещать разного рода семинары по медитации, вам следует их посещать, ибо это означает, что суть практики вам еще не понятна. Когда же у вас появится правильное понимание, вы сами без принуждения оставите эти тусовки. Седьмая ошибка: миф о 'силе' групповой медитации, - самая устойчивая. Это сегодня самое большое препятствие стоящее перед любым практикующим медитацию в 'цивилизованных' странах. Поэтому начните с ее преодоления. А если вам это удастся, то с первыми шестью вы справитесь тем более.
Когда достигнете просветления Будды, вспомните, кто вам помог в это!