Двенадцать врат
Нагарджуна
9. ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ (hetu-phala-pariksa)
Опять, все вещи пусты. Почему? Вещи сами по себе не имеют
природы и не происходят откуда-либо. Как написано,
В пределах всех условий в конечном счете нельзя получить
следствие.
И оно не происходит откуда-либо.
Как же может быть следствие?
Как установлено ранее, следствия нет ни внутри любого из
условий, ни внутри совокупности их всех. Следствие также не
происходит откуда-либо еще. Если бы оно происходило откуда-либо
еще, оно не производилось бы причинными условиями, а комбинация
различных причиннных условиях не имела бы функции. Если
следствие не находится в условиях и не происходит откуда-либо
еще, оно пусто.
Следствие пусто, так что все сотворенные вещи пусты.
Сотворенные вещи пусты, следовательно несотворенные вещи пусты.
Даже сотворенные и несотворенные вещи пусты; тогда примем, что
самость также пуста.