Двенадцать врат
Нагарджуна
7. БЫТИЕ ИЛИ НЕБЫТИЕ (bhava-abhava-pariksa)
Опять, все вещи пусты. Почему? Бытия и небытия нельзя
получить ни одновременно, ни в разное время. Как написано,
Не может быть бытия с небытием;
Не может быть и бытия без небытия.
Если бы бытие могло быть с небытием,
То бытие всегда было бы небытием.
Бытие и небытие противоположны друг другу по природе. Одна
вещь не может включать их обоих. Например, когда есть жизнь,
нет смерти. Когда есть смерть, нет жизни. Это подробно
обсуждалось в Трактате . Ты можешь сказать, что нет
ошибки в том, что бытие существует без небытия. Но это не так.
Почему? Как может быть бытие без небытия? Как отмечено выше,
когда нечто производится, вместе с ним производятся семь
явлений. Как установлено в Абхидхарме, бытие и непостоянство
производятся вместе. Непостоянство - признак разрушения, почему
оно и называется непостоянством. Поэтому бытие не может быть
произведено без небытия. Если бытие может быть произведено с
непостоянством, то бытие всегда будет небытием. Если бытие
всегда есть небытие, длительность не может быть порождена,
поскольку постоянство разрушается. Но на самом деле
длительность есть. Поэтому бытие не всегда есть небытие. И то,
что бытие может быть произведено без непостоянства, не может
быть истинным. Почему? Без непостоянства бытие в
действительности не может быть произведено.
Вопрос: Когда бытие произведено, непостоянство уже включено
в него, и все же не приходит в действие. Когда имеет место
разрушение, непостоянство приходит в действие и бытие
разрушается. Итак, возникновение, длительность, разрушение и
распад должны ждать своего времени, чтобы прийти в действие. В
начале эффективно возникновение, и следовательно порождается
бытие. Между возникновением и разрушением эффективна
длительность, и следовательно поддерживается она. В конце
эффективно непостоянство и следовательно бытие разрушается.
Распад - это переход от возникновениия к длительности и от
длительности к разрушению. Постоянство разрушает непостоянство,
и это делает возможным четыре явления. Поэтому, хотя вещь
производится вместе с непостоянством, бытие не всегда есть
небытие.
Ответ: Ты говоришь, что непостоянство - также признак
разрушения, и оно производится с бытием. Тогда будучи
производимо, бытие разрушается, а разрушаясь, бытие
производится.
Далее, не может быть произведения и разрушения. Почему? Во
время разрушения не может быть произведения. Во время
произведения не может быть разрушения, так как произведение и
разрушение противоречат друг другу.
Далее, ты говоришь, что непостоянство и длительность
производятся вместе. Но во время разрушения не может быть
длительности, а во время длительности не может быть разрушения.
Почему? Потому что длительность и разрушение противоречат друг
другу.
Во время распада нет длительности, а во время длительности
нет распада.
Поэтому твой тезис, что непостоянство первично вместе с
возникновением, длительностью, разрушением и распадом абсурдно.
Почему? Предположим, что бытие производится вместе с
непостоянством. Непостоянство - признак разрушения. Когда вещь
производится, она не имеет признака разрушения; когда она
существует, она также не имеет признака разрушения. Когда же в
таком случае может быть непостоянство?
Благодаря "бытию сознательным" может быть сознание; без
бытия сознательным нет признака сознания. Благодаря
"способности ощущать" может быть ощущение; без способности
ощущать не признака ощущения. Возникновение есть признак
происхождения; не-возникновение не есть признак происхождения.
Продолжительность есть признак длительности;
не-продолжительность не есть признак длительности. Изменение
есть признак распада; неизменность не есть признак распада.
Разрушение жизни - признак смерти; отсутствие разрушения жизни
- не признак смерти. Итак, разрушение - признак непостоянства.
Без разрушения нет признака непостоянства.
Предположим, что хотя имеется непостоянство, оно не
разрушает бытие во время возникновения и длительности, но
разрушает позднее. Почему они производятся вместе? Только в тот
момент, когда разрушается бытие, нужно непостоянство. Тогда
неправильно говорить, что непостоянство производится вместе с
бытием и позднее разрушает его.
Итак единство бытия и небытия не может быть установлено, как
и их разъединение. Поэтому бытие и небытие пусты. Так как бытие
и небытие пусты, все сотворенные вещи пусты. Так как все
сотворенные вещи пусты, несотворенные вещи пусты. Так как
сотворенные и несотворенные вещи пусты, все чувствующие
существа пусты.