Двенадцать врат
Нагарджуна
6. ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ (eka-artha/tadatmya-visesa-pariksa)
Опять, все вещи пусты. Почему?
Признаки и характеризуемое
И не одно и то же, и не различны.
Если они не одно и то же и не различны,
Как могут быть установлены эти категории?
Признаки и характеризуемое не идентичны и не отличны друг от
друга. Если их одинаковость и различие не могут быть
установлены, ничто не может быть установлено. Поэтому признаки
и характеризуемое пусты. Так как признаки и характеризуемое
пусты, все вещи пусты.
Вопрос: Признаки и характеризуемое устанавливались всегда.
Почему они не могут быть установлены? Ты говоришь, что признаки
и характеризуемое не одно и то же и не различны. Теперь ты
должен сказать, что признаки либо идентичны характеризуемому
либо отличны от него; или вещи могут быть частично признаками,
а частично характеризуемым. Например, признак сознания - быть
сознательным; без акта сознательности нет сознания. Признак
чувства - акт ощущения; без акта ощущения нет чувства. Таким
образом признаки идентичны характеризуемому.
Будда говорит, что прекращение желания называется признаком
нирваны. Желание - это сотворенное asrava; прекращение - это
несотворенное anasrava. Верующий имеет три признака: он хочет
быть с хорошими людьми, стремится слушать истину и хочет
раздавать милостыню. Эти три признака являются кармой тела и
и относятся к внешним проявлениям. Но вера относится к разуму и
относится к деятельности ума. Здесь признаки и характеризуемое
отличны друг от друга.
Правильное воззрение - признак [Восьмеричного Благородного]
Пути и частично то же самое, что и Путь. Возникновение,
длительность и разрушение - признаки сотворенных вещей; они
частично являются тем же самым, что и сотворенные вещи. Итак
характеризуемое частично идентично с признаками.
Таким образом, признаки либо совпадают с характеризуемым,
либо отличны от него, либо частично совпадают с ним. Твой
тезис, что поскольку тождество и отличие не могут быть
установлены, признаки и характеризуемое не иогут быть
установлены, необоснован.
Ответ: Твой тезис, что признаки есть характеризуемое, точно
так же как сознание и т.д., не может быть обоснован. Почему?
Потому что то, что может быть познано через признаки,
называется характеризуемым; то, что использовано в познании,
называется признаком. Но вещьне может познать сама себя.
Например, палец не может коснуться сам себя, а глаз не может
видеть себя. Поэтому твой тезис, что сознание является как
признаком, так и характеризуемым, необоснован.
Далее, если признаки - то же самое, что характеризуемое,
между ними нет различия. Если мы будем делать различия, нельзя
будет сказать, что они одно и то же.
Далее, если признаки - то же самое, что характеризуемое,
причина и следствие будут одним и тем же. Почему? Признаки -
причина, характеризуемое - следствие; два суть одно. Но в
действительности они не являются одним. Поэтому неправильно
говорить, что признаки и характеризуемое являются одним и тем
же.
Твой тезис, что признаки и характеризуемое отличны друг от
прекращение желания, а не желание. Если сказать, что желание -
признак нирваны, то характеристика отлична от характеризуемого.
Если сказать, что уничтожение желания - признак нирваны, то не
следует говорить, что признак отличен от характеризуемого.
Ты говоришь также, что верующий имеет три признака. [Но в
действительности] верующий и три признака не отличны друг от
друга. Если нет веры, нет трех результатов. Поэтому признаки и
характеризуемое не могут быть различны. Более того, если
признаки и характеризуемое различны, признак может иметь другие
признаки, и будет бесконечный регресс; но это невозможно.
Поэтому признаки и характеризуемое не могут быть различны.
Вопрос: Как свет может освещать себя и другие вещи, так и
признаки могут характеризовать себя и другие вещи.
Ответ: Твой пример света был опровергнут ранее когда мы
обсуждали три сотворенных признака. Кроме того, ты кажется
противоречишь своей прежнней точке зрения: раньше ты говорил,
что признаки и характеризуемое различны, а теперь говоришь, что
признаки могут характеризовать себя и другие вещи. Это
необосновано.
Далее, ты говоришь, что признаки - это часть
характеризуемого. Это необосновано. Почему? Потому что дело
здесь в тождестве или различии. Но тождество и различие были
опровергнуты ранее. Итак ты должен признать: точка зрения, что
признаки - часть характеризуемого, должна быть отвергнута.
Таким образом, признаки и характеризуемое различных
причинных условий не идентичны и не отличны друг от друга.
Другой возможности нет. Поэтому как признаки, так и
характеризуемое пусты. Так как они пусты, все вещи пусты.